Воскресенье, Мая 19, 2024
   
Шрифт

Штрихи к портрету пионера 90-х - ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ СТОРОН.

Индекс материала
Штрихи к портрету пионера 90-х
О ЗЛАКАХ И ПЛЕВЕЛАХ ПОИСК НАЧАЛСЯ.
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ.
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ
НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.
КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА.
ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ.
ЕЩЕ РАЗ О
ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ СТОРОН.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ПИОНЕРИИ.
МЫ И ДРУГИЕ.
ПОДЫТОЖИМ:
Все страницы


4

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ СТОРОН.

А НУЖНА ЛИ ОНА ВООБЩЕ?

С этого вопроса, применительно, впрочем, не толь­ко к пионерской организации, можно было бы начать любую работу о судь­бах детского движения.

А действительно, нужна ли сегодня подростку детская общественная организация? Есть ведь школа, внешкольные учреждения, есть семья, тусовки, наконец, есть всяческие... .Более того, число подростков, считающих себя членами детских общественных организаций и объединений послед­ние годы неуклонно уменьшалось. По данным наших исследований, прово­дившихся / и продолжающихся сегодня / в нескольких десятках областях, краях и республиках, входящих в состав Российской Федерации, в сред­нем лишь до 20% респондентов причисляют себя к каким-либо детским об­щественным организациям / кстати, среди которых они порой называют да­же факультативы /. Конечно, в разных территориях Республики положение не одинаковое, но в среднем картина именно такая и это тревожит.

Но, тем не менее / разговор о причинах сегодняшнего положения в детском общественном движении и его перспективах - разговор особый /, мы относимся к числу тех, кто убежден: детское общественное движение себя не исчерпало, оно необходимо именно детям, и оно выстоит, если, ко­нечно, не случится непоправимое в нашем государстве.

Почему наш ответ столь категоричен? Да потому, что и школа / кстати, школу ведь тоже можно в определенном смысли причислить к детским объе­динениям, правда создано это объединение с вполне конкретными целями учебно-воспитательного характера и у ребёнка, пока он не достиг определенного возраста и не прошел то, что предписано Законом, выбор невелик: разве что переходить из школы в школу да варьировать профили класса, если повезет / и внешкольное учреждение / здесь у подростка выбор больше, а главное, есть элемент добровольности да и "режим" помягче / не могут удовлетворить все интересы и потребности растущей личности с ее метаниями, стремлениями, борениями и т.п.

В семейной сфере проблем множество. Как хотелось бы, чтобы каждый ребенок имел дружную, крепкую семью, но...увы.

Теперь, тусовки, в представлении автора это слово окрашено по большей части в цвета бестолкового и пустого времяпрепровождения. Так что выводы делайте сами.

Детские общественные объединения, по нашему мнению, как раз и мо­гут, в определенной понятно мере заполнить этот пробел. Ведь сегодня их спектр / пусть охват ребят пока и не велик / достаточно "многоцветен", что, как раз, и позволит подростку удовлетворить свои постоянно меняю­щиеся интересы.

Но есть и еще одно, то, что делает возможности детского, особенно самодеятельно, объединения уникальными.

На интересные размышления натолкнула автора дискуссия, которая стихийно возникла на одном из областных семинаров по проблемам дет. движения. После того, как, казалось, всё было обсуждено, одна из участниц сказала: всё это хорошо и даже очень. Но мы всё это без всяких общест­венных организаций в рамках внеклассной воспитательной работы делаем и коммунарскую методику используем, и коллективные творческие дела проводим, и общественно-полезную работу организуем.

Что ж, методику коллективной творческой деятельности действительно грех не использовать в рамках внеклассной работы, но здесь всё же кое-чего не хватает.

В школе, в том числе и в рамках внеклассной работы, образно гово­ря, хозяин - учитель. Задачи деятельности задает он, а значит, для ребят они задаются сверху. И, по большей части, сами подростки остаются объектами воспитательного воздействия, даже при наличие советов дел и де­журных командиров. Конечно, хорошо, когда есть элементы самодеятельности, но в школе, да и во внешкольном учреждении они так и останутся элементами, пусть и весьма весомыми по своей значимости.

А вот в детской организации, если она самодеятельная, т.е. ребёнок вместе со своими старшими товарищами является субъектом жизнедеятельности от планирования до подведения итогов, можно достичь большего.

А как же Макаренко? - "спросил еще один участник дискуссии. Ведь у него тоже было учебно-воспитательное учреждение, а он вон как развер­нул самодеятельность!

Да, А.С.Макаренко, действительно формально руководил учебно-воспитательным учреждением. Да еще каким: для малолетних преступников! Но в том-то и деде, что мы имеем дело с исключением. Между учреждением Макаренко и детской общественной организацией можно практически поставить знак равенства. Но вспомните, какой степенью автономии от наробразовских структур обладал Антон Семенович, и как ему было порой трудно отстоять свои позиции. Так что, это исключение, как нам кажется, скорее, подтверждает правило.

Скажем так, рамки заданности задач учебно-воспитательного учреждения, позиция, когда подросток вынужден / в большей или меньшей степени / участвовать в предлагаемом ему наборе мероприятий / даже, если педагоги использовали методику коллективного планирования, заданность и достаточно жесткая осталась /, становятся препятствием на пути раз­вития самодеятельности подростков, чего можно избежать в детской общественной самодеятельной организации / и чего избежал А.С.Макаренко своей уникальной системой жизнедеятельности детско-взрослого коллектива сначала Колонии имени М.Горького, а затем и Коммуны им.Ф.Э.Дзержинского /.

Разумеется, всего этого можно достичь, если перечисленные выше черты детской организации не декларируются, а реально воплощаются в жизнь.



Меню пользователя

Кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

Яндекс.Метрика

© 2024 Портал Штабистов. Все права защищены.
Created by NET.ScherkhanLab