Воскресенье, Мая 19, 2024
   
Шрифт

Штрихи к портрету пионера 90-х - НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ

Индекс материала
Штрихи к портрету пионера 90-х
О ЗЛАКАХ И ПЛЕВЕЛАХ ПОИСК НАЧАЛСЯ.
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ.
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ
НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.
КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА.
ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ.
ЕЩЕ РАЗ О
ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ СТОРОН.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ПИОНЕРИИ.
МЫ И ДРУГИЕ.
ПОДЫТОЖИМ:
Все страницы

НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ "СТАРОГО".

При этом было бы грешно отказываться от всего, что было в организации за прошедшие 70 с лишним лет и открещиваться, как бы это ни было модным, от ее истории. Ведь в ней немало позитивного, как, впрочем, и поучительного.

Не имея возможности в этой работе углубляться в исторические проблемы пионерского движения, ограничимся следующим: не исключено, что какие-то страницы истории Пионерии требуют переосмысления, не исклю­чено, что исторические работы, посвященные пионерской проблематике, порой грешили односторонним подходом, так что, историку детского движения есть, что называется, где разгуляться. /Приятно отметить, что начало но­вого этапа исторического исследования детского движения, положено/.* Однако хочется предостеречь будущих исследователей от попыток шараханья в другую крайность, попыток представить историю Пионерии лишь в черном свете. К сожалению, в газетной и журнальной периодике нет-нет, да и проскакивают именно такие нотки, когда дело касается пионеров и их организации.

Как нам кажется, особого внимания заслуживают начальный и самый последний этап существования союзной пионерии **. Серьезные исследования этих узловых периодов жизни организации позволят лучше осмыслить ее исторический опыт и подсказать сегодняшним пионерам пути в грядущее.

Не следует, по нашему мнению, отказываться и от традиционно принятых в пионерской организации символов и атрибутов.

Не хочется здесь вступать в полемику с теми, кто заявляет, что барабан устарел, а горн - это пережиток «проклятого прошлого».

Могут ли устареть музыкальные инструменты?! Другое дело, в прежней пионерской организации эти инструменты сплошь и рядом использовались не так, как надо. Да что говорить, немного было хороших горнистов и умелых барабанщиков. А, кроме того, раз в организации неблагополучно, то и атрибутика срабатывала слабо. В этом-то и дело.

То же с символикой. Думается, нет никакого особого открытия в том, что отношение к символам организации является лакмусовой бумажкой от­ношения подростка к самой организации. И проблема “галстука в кармане" /помните, была даже такая рубрика некоторое время в одном из пионерских изданий в начале 80-х?/, и постепенное снижение возрастного порога бережного отношение к тому же галстуку сигнализировали; дело плохо!

Но всё это не повод для того, чтобы вообще отказываться от пионерской символики. Другое дело, требуется, как бы это сказать, новое прочтение сути пионерских символов, что ли?!

Большинство пионерских организаций продолжают использовать в своей практике красный пионерский галстук /в ряде случаев с некоторыми вариациями/. И это не удивительно.

Во-первых, у пионеров в нашей стране никогда других галстуков и не было. А традиция - вещь серьезная и важная. Во-вторых, что же, при каждом изменении цветов государственного Флага, менять и галстуки? Но кто поручится, что недавно произошедшее изменение госфлага последнее?! В третьих, одинаковые по цвету, галстуки являются, прежде всего, симво­лом принадлежности к одной и той же организации / или к организациям одного типа \. А это чисто психологически для подростка очень важно. Так легче определить "своих”. Других же ярких и броских опознавательных знаков, таких, например, как форма со всеми ее атрибутами у польских Харцеров, у нас нет и вряд ли скоро появится.

-----------------------------------------

*.Кудинов В.А. "Общественные движения и организации детей и молодежи в России в XX веке". Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Санкт-Петербург, 1994

**Защищенные недавно диссертации И.В.Цветковой/"Проблемы детского движения в педагогическом наследии М.В.Крупениной".,1992/и И.В. Руденко/"Становление педагогики детского движения в 10-20 г. ХХ века” М,1993/делают хороший зачин в этом вопросе.


Так что, сохранение еди­ных по цвету галстуков у пионеров вполне объяснимо и обоснованно.

Но тогда как объяснить символику галстука ребятам? Где найти новый смысл? Ясно ведь, что по-старому объяснять символику галстука не стоит.

Любопытно, что сами пионеры достаточно легко сумели найти новое символическое значение и ответить на эти вопросы. На нескольких лагер­ных сборах Московской городской пионерской организации, на сборах "Крылатого"/лагерь Кировской районной пионерской организации/в 1991-93 годах, а затем и на Пионерском клубе 3-го сбора представителей организаций Федерации детских организаций "Юная Россия" летом 1993 года мы задавали ребятам одни и те же вопросы: почему наш галстук красный?, Что означают три его конца? И вот что в честности мы получили в ответ:

-"Алый /красный/ цвет пионерского галстука - это цвет гриновских Алых парусов - символа мечты "

-"Алый /красный/ цвет - это цвет восходящего солнца, освещающего дорогу пионеру-путнику и первопроходцу"

-"Красный цвет галстука - это отблеск пионерского костра"

-"Как известно, в геральдике красный цвет символизирует мужество, великодушие; красоту и любовь и добро, так что..."

-"Не надо бояться красного цвета, ведь красная девица - красивая девица, а вовсе не кровавая, как и красная площадь".

-"Три конца галстука обозначают три поколения пионеров: наших малышей-искорок, собственно пионеров и наших старших-вожатых и инструкторов".

Вот вам и ответы!

Любопытно, что близким и привлекательным оказался для ребят образ гриновских Алых парусов - символа мечты. На сборе в "Орленке" в 1992 году члены пионерского клуба сочиняли даже легенду о возникновении пионерских галстуков как раз из частиц этих парусов.*

И еще одно наблюдение: сейчас пионеры нередко вынуждены своими руками изготовлять свою символику. Частично, может быть это и неплохо, ведь отношение к таким, самодельным символам значительно более трепетное

Проблема пионерских традиций - проблема особая. Мы уже отмечали, что многое из того, что было принято в пионерской организации прошлых лет, требует переосмысления. Однако есть в пионерской организации и то непреходящее, от чего отказываться не стоит.

Нет сомнения, что пионерские традиции, овеянные романтикой, пронизанные идеями заботы об окружающих, построенные на игровой основе, спаянные дружбой, будут в обновляющейся Пионерии.

А это и костер, и тимуровская разведка, и ночной десант, и "Зарница", и встреча рассвета, и орлятский круг и многое, многое другое.

В опыте пионерских организаций есть немало форм и методов рабо­ты, безусловно, ценных. Это всё то, что мы берем с собой. А, если это требуется, постараемся вдохнуть в них новое, современное содержание, добиться нового современного звучания, не выхолостив суть.

К числу таких традиций относится и само слово - символ "ПИОНЕР " и слова, производные от него. Мы еще остановимся на том, как пионеры се­годняшнего дня ищут новое звучание этого слова, сейчас же подчеркнем лишь: каким бы привлекательным не казался отказ от этого слова-симво­ла ради спокойствия организация и достижения согласия с власть имущими/увы, было и так кое-где/, поступать так, по нашему мнению, не следует.

------------------------

*. Эта и другие пионерские легенды были опубликованы в газете 8-го сбора ФДО "Юная Россия" "Ничего себе" № 3, июнь 1993 г


И дело здесь не в том, что предаются какие-то очень дорогие нам понятия, а в том, что образ пионера, основные характеристики пионерской организации /как мы постарается показать ниже/, Пионерство, как нечто, уходящее корнями в одну из систем взглядов на Мир, имеют под собой серьезные основания. И заменить всё это даже просто какими-то иными словами и не потерять при этом нечто ценное и сущностное, невозможно.

Вот от этого-то, от сути и смысла настоящего Пионерства, мы и не хотели бы, прежде всего, отказываться, а считали бы необходимым сохра­нить и развить.



Меню пользователя

Кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

Яндекс.Метрика

© 2024 Портал Штабистов. Все права защищены.
Created by NET.ScherkhanLab