Штрихи к портрету пионера 90-х - САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА.
Трудность в том, что, будучи старшими по опыту обладая, что естественно значительно большим, нежели ребята, багажом знаний, взрослые, порой непроизвольно, занимают положение командиров в детских коллективах, что не может не тормозить развитие самодеятельных начал в пионерской организации. А самодеятельный характер пионерской организации является одной из основных ее характеристик.
--------------
*.И.П.Иванов. см. указанные соч., а также "Методика коммунарского воспитания”. М., “Просвещение”1990
Нам ближе всего такой подход, когда самодеятельность рассматривается одновременно с нескольких позиций: во-первых, как принцип деятельности организации, который вытекает из ее природы и сущности как организации общественной, и находит свое выражение в добровольности членства и свободе выхода их ее рядов, праве выбора членами организации пионерского коллектива, в системе пионерского самоуправления и характере взаимоотношений взрослых и детей; во-вторых, как особое качество деятельности детей по внутреннему побуждению, а не по внешнему принуждению, когда дети выступают в качестве субъектов целеполагания, организации и оценки деятельности и своей жизни в организации; наконец, как качество личности, включающее в себя такие компоненты, как инициатива, самостоятельность и творчество.*
Нельзя сказать, что о пионерской самодеятельности говорили мало / принцип самодеятельности в той или иной форме присутствовал во всех основных документах организации /, но она рассматривалась преимущественно лишь как принцип жизнедеятельности, а, кроме того, в массовой практике лишь декларировалась и не более.
Мешали внедрению принципа самодеятельного характера пионерской организации в массовой практике именно те проблемы и беды Пионерии, о которых мы упоминали выше, тесная привязка / если не сказать больше / пионерской организации к школе, а также иная, нежели пропагандируемая нами сейчас позиция взрослых в организации и по отношению к ней.**
Чтобы принцип самодеятельности заработал, чтобы сама деятельность организации стала по сути своей самодеятельностью, наконец, чтобы в результате всего этого в организации формировались личности инициативные, самостоятельные и творческие / а именно такие люди нужны сегодня, чтобы вывести наше общество из того жуткого тупика, в который его загнали /, необходимо найти и последовательно применять специальный инструментарий.
Таким инструментарием, как нам кажется, в значительной мере является методика коллективной творческой деятельности, более известная под названием "Коммунарская методика" и ее составная часть - методика коллективной организаторской деятельности, автором которой является уже упомянутый нами И.П.Иванов.
Пересказывать всю Коммунарскую методику вряд ли есть смысл и вовсе не потому, что она общеизвестна. Напротив, мы считаем своим долгом всячески популяризировать эти методические подходы. Но данная работа не ставит таких целей непосредственно, да и лучше обратиться к первоисточнику, что мы и рекомендуем читателям.***
Тем не менее, сказать несколько слов по поводу воспитательного потенциала методики и условий ее эффективного применения в практике хотелось бы.
Методику коллективной творческой деятельности следует рассматривать только в непосредственной связи с педагогическими взглядами автора. Это, во-первых.
-----------
*.см. "Главный принцип детской организации” под ред. Г.М.Иващенко и Л.В.Алиевой. В двух частях. Воркута.1992, часть 1 стр.3-38
**.вспомним: сначала эта позиция определялась как "педагогическое руководство", затем “педагогическое обеспечение" и лишь в конце 80-х заговорили о важности товарищеских отношений в организации
***.см. И.П.Иванов, указ. соч., а также "Энциклопедия коллективных творческих дел". М., "Педагогика".1989
Во-вторых, срабатывает методика в том случае, когда применяется комплексно. Если же брать лишь отдельные ее компоненты / например, коллективные творческие дела или советы дел, чередование традиционных поручений или систему дежурных командиров / в отрыве от других – результат, в лучшем случае, получится куцый.
Наконец, хороший результат получается тогда, когда педагогическая и методическая системы, тесно переплетенные между собой, пронизывают все стороны жизнедеятельности коллектива.
Собственно, это общие принципы реализации любой методической системы. Но в нашем случае на них стоило остановиться, т.к. коммунарская методика, став модной некоторое время назад, попала в ситуацию, когда люди, желавшие применить ее на практике, но нарушавшие эти принципы, не просто не достигали результата, но и выхолащивали суть методики и превращали ее в профанацию.
Для нас же, повторяем, это методика является хорошим инструментарием реализации главной пионерской идеи. А так как она / идея / в своей основе созвучна педагогической концепции И.П.Иванова, то и его методика адекватно ложится в логику пионерской деятельности, помогая на практике реализовать принцип самодеятельного характера организации, растить самостоятельных, инициативных и творческих пионеров. Но это не всё.
Есть еще одна, с нашей точки зрения, плодотворная педагогическая идея, до сих пор слабо востребованная в практике деятельности детских общественных объединений. Мы имеем в виду идею длительной воспитывающей игры, автором которой был интереснейший педагог, писатель и художник Иннокентий Николаевич Жуков.
И. Н. Жуков был одним из зачинателей скаутского движения в нашей стране, а затем - первым секретарем Центрального Бюро юных пионеров.
Суть идеи длительной воспитывающей игры в том, что подросток включается в организованную с воспитательными целями длительную ролевую игру, в ходе которой он действует по определенным правилам, входит в свою роль, вступает в определенные отношения с окружающими.
Всё это при определенных условиях и соответствующих задачам воспитания правилам игры, может стать серьезным инструментом для развития личности ребенка.
Сам И. Н. Жуков считал, что ценность таких игр заключается в том, что они "учитывали психолого-педагогическую природу ребенка, отвечали потребностям и интересам детской души, создавали осмысленную, наполненную трудовыми процессами и привычками активного альтруизма жизнь детей, и в методологическом отношении были значительно выше тогдашней бюрократической школы"*.
И действительно, если взять такую игру именно как инструмент для влияния на личность ребенка с целью развития этой личности, насытить необходимым содержанием, тесно связать с жизнью / что и считал необходимым сделать И.Н.Жуков /,оснастить необходимыми правилами и последовательно проводить, результат может быть интересным.
Собственно, И. Жуков считал и скаутинг и пионеринг / термин И.Н.Жукова / примерами именно таких игр.** "Думается, это правильно. Пионерство с точки зрения методики, вполне может рассматриваться именно как длительная воспитывающая игра со своими правилами, символикой и атрибутикой, своими стимулами для подростка и т.п.
.-----------------------
*Цит. по сб. "Игра и детское движение". Сост. И.Руденко. М.,1992, стр.7
**подробнее с педагогическими взглядами И.Н.Жукова можно познакомиться в указанном выше сборнике.
Методика длительной воспитывающей игры хорошо стыкуется в пионерской практике с коммунарской методикой, и они вместе наносят еще один штрих к тому портрету Пионерства, который видится сегодня.
ПИОНЕРСТВО КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ.
А видится Пионерство нам как образ жизни человека беспокойного, неравнодушного, активного, заинтересованного, деятельного, творческого, самостоятельного и инициативного, как образ жизни человека, стремящегося познать окружающий его мир в процессе активной созидательной деятельности и созидать добро и красоту в процессе продолжающегося познания Мира. Это - главное, определяющее.
Образ жизни такого человека построен на принципах самодеятельности и наполнен серьезной игрой, романтикой, тайной, поиском, песней...
Всё это пронизано духом товарищества и идеями коллективизма, уважения к личности, стремления выше поднять личность человека и высокой требовательности к нему.
Научный раздел
Меню пользователя
Кто на сайте
- 1 гость