Воскресенье, Мая 19, 2024
   
Шрифт

Штрихи к портрету пионера 90-х - НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.

Индекс материала
Штрихи к портрету пионера 90-х
О ЗЛАКАХ И ПЛЕВЕЛАХ ПОИСК НАЧАЛСЯ.
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ.
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ
НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.
КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА.
ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ.
ЕЩЕ РАЗ О
ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ СТОРОН.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ПИОНЕРИИ.
МЫ И ДРУГИЕ.
ПОДЫТОЖИМ:
Все страницы

2

«ТРИ КИТА» СОВРЕМЕННОГО ПИОНЕРСТВА

НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.

Стержневую сущностную идею Пионерства определила еще Н.К.Крупская, которая связывала Пионерство с посильным для ребенка участием в общем труде по улучшению окружающей жизни. *

Мы уверены, что эта идея ни в коей мере не устарела, а, скорее напротив, приобрела новую актуальность.

Правда сегодня не так понятно, как это казалось нам еще вчера, что это значит: улучшать окружающую жизнь. Увы, наше сегодняшнее бытие ясно показывает, что частенько то, что хорошо для одних, плохо для дру­гих и наоборот. Тем не менее, ответ на этот вопрос возможен, и мы пред­почли бы дать его, опираясь на точки зрения самих пионеров.

Отвечая на анкету. Делегаты Московского городского пионерского слета 1992 года, в которой был и интересующий нас вопрос, многие ре­бята писали примерно об одном и том же. Но точнее всего сформулировать эту мысль, как нам кажется, удалось одной девчушке-шестикласснице. Она написала, что улучшать окружающую жизнь - это значить "делать ее хоть чуть-чуть чище, краше и добрее".

Давайте вдумаемся: ЧИЩЕ /в смысле не только чистоты и опрятности, но и в моральном смысле/, КРАШЕ /радостнее, ярче, интереснее.../, ДОБРЕЕ /как в смысле общего "климата" людского социума, так и в отношении кон­кретных человеческих взаимоотношений и отношений людей к окружающему Миру/. Может быть именно этого как раз и не хватает нашему общест­ву?!

Еще Устав СПО/ФДО/СССР, принятый на Х-м Всесоюзном слете осенью 1990 года/напомним, Устав готовился для Пионерской организации /определял цель пионерской организации как "помощь пионеру познать и улуч­шать окружающий Мир, вырасти достойным Гражданином своего Отечества" **

В этой формулировке объединены три важнейших компонента: познание окружающего Мира, его преобразование / улучшение / и воспитание/ формирование / Граждан своего Отечества. Их увязка в цели пионерской организации, а все эти компоненты, как правило, присутствуют в формулировках целей организаций пионеров, действующих сегодня, оправдана и име­ет глубокий диалектический смысл.

Действительно, улучшать Мир невозможно без его познания, в про­цессе которого человек заинтересованный и неспокойный просто не может пройти мимо проблем и бед людей близких и далеких, своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная практика стимулиру­ет стремление к дальнейшему открытию Мира. А всё это в свою очередь формирует настоящую гражданственность не словесную, а деятельную.


*см. Н. К. Крупская. Собр. соч. в т.10 .М..АПН РСФСР-1959.т.5

**см. "Решения Х-го Всесоюзного пионерского слета" "Артек". 1990 стр. 2


Таким образом, названные нами выше компоненты цели организации диктуют важнейшие направления ее деятельности: познание, созидание, воспитание Граждан своей Родины.

Во многих ребячьих анкетах, сочинениях и иных творческих рабо­тах часто встречается слово "забота”, “забота о людях”, “забота о природе”, “забота о малышах" и т.п. Это слово, как нам кажется, достаточно точно характеризует социальную позицию, которую стремится сформировать у своих членов пионерская организация.

А такая позиция может быть сформирована, прежде всего, в процес­се соответствующей деятельности.

О пионерской деятельности можно говорить много, но мы остановим­ся лишь на том, что представляется наиболее важным.

Во-первых, учитывая всё, что было сказано выше, эта деятельность должна быть, прежде всего, социально направленной.

Неправы те, кто утверждает, что, мол, исчезла, став неактуальной или забыта пионерами тимуровская работа: тимуровский десант - одно из традиционных пионерских дел Кировской районной организации Москвы /и не только ее/; ошибаются те, кто считает, что перестали пионеры интересо­ваться историей родного края: с огромным интересом совершают путешествия по родным местам Омские, Орловские, Смоленские ... пионерские коллективы. Пионеры чтят память героев-защитников Родины: выходят на "Ру­бежи Славы" Москвичи, встают на Вахту Памяти ребята из Курской, Белгородской областей, члены Республики Оренбургских пионеров. Действуют экологические пионерские дружины в Нижегородской области...

Право, можно перечислять и перечислять интересные и полезные для окружающих пионерские дела сегодняшнего дня.

Об этом с огромным интересом на Пионерском клубе в "0рлёнке" рассказывали представители многих организаций, именно о таких делах в первую очередь с гордостью говорили делегаты орловского областного пионерского слета, принимать участие в котором довелось автору этих строк в декабре 1993-го. К слову, Московская городская пионерская организация /сравнительно небольшая по количеству членов/ только за первое полугодие 1994 года собрала и передала детским больницам три библиотечки книг, провели десяток труд десантов, показала концерты ветеранам к 23 февраля и к 9 мая, организовала спектакли в детских садах. И это далеко не всё.

Кто-то скажет, что всё это не ново. Действительно, это - социальная направленность деятельности изначально закладывалось в основу пионерской идеи. Конечно, проводить такие дела нелегко /а сейчас, может быть, стало еще труднее/. Проще делать упор на развлекательные и иные, направленные на себя дела. Но, подмечено, чем твёрже на ногах стоят пио­нерские /подчеркнём, именно пионерские/ коллективы, тем больше в их дея­тельности удельный вес именно общественно направленных, общественно значимых дел.

Что же тогда получается, направленные во внутрь организации пио­нерские дела вовсе не нужны? Отнюдь! Практика показывает, что, если эти дела: развлекательные, познавательные и т.п. сбалансированы по своему количеству и значимости в общей деятельности пионерского коллектива, если они не заслоняют общественно значимую деятельность, не отодвигая ее, что называется, на десятое место, они необходимы.

Эти дела помогают формировать личность подростка, развивать ее творческий и иной потенциалы. Поэтому, коллективные творческие дела различного вида, специальные учебные пионерские дела, в том числе ор­ганизаторская подготовка пионеров будут всегда в арсенале Пионерии.

Нельзя лишь забывать, что главная идея Пионерии - "Нести радость людям". Впрочем, надо понимать, что люди - это и те, кто бок о бок с тобой работает в отряде или дружине. Поэтому многие коллективные творческие дела, которые, на первый взгляд, имеют сугубо внутреннюю направленность, но по своим задачам несут радость и пользу товарищам по организации, тоже социально значимые дела.

С другой стороны, определенным образом организованные пионерские дела /об этом речь пойдет у нас ниже/ помогают раскрыться каждому их участнику, а значит, становятся личностно направленными, даже если это трудовой десант.

Таким образом, пионерская деятельность имеет черты и социальной, и личностной направленности. А, кроме того, следует особо подчеркнуть ее многопрофильность. В этом один из залогов успеха деятельности ор­ганизации.

Но деятельность еще не всё. Для успеха дела необходимо определенным образом организовать отношения внутри ребячьей общности.



Меню пользователя

Кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

Яндекс.Метрика

© 2024 Портал Штабистов. Все права защищены.
Created by NET.ScherkhanLab