Штрихи к портрету пионера 90-х - МЫ И ДРУГИЕ.
МЫ И ДРУГИЕ.
Сегодняшний спектр детского движения достаточно пестр. Во всяком случае, только зарегистрированных детских организаций и объединений на республиканском и региональном уровнях более сотни. А сколько существуют без всяких регистраций!
Оговоримся, мы имеем в виду лишь детские общественные объединения, что называется, со знаком "плюс", на которые распространяется в той или иной форме педагогическое воздействие взрослых, оставляя за бортом спонтанно возникающие / и быстро исчезающие / образования, а также разные объединения противоположенной направленности: фанатов, "панков" и т.п.
Таким образом, можно было бы выделить три большие группы общественных объединений по-разному реализующих в своей деятельности во взаимосвязи две ведущие функции детского общественного объединения: включение подростков в общественные отношения и удовлетворение потребностей и интересов детей.
Первая группа: Объединения, имеющие своей главной целью именно удовлетворение потребностей и интересов подростков, передачу им знаний. Но не ограничивающиеся этим, а включающие подростков в социальную практику через реализацию своей главной цели и в связи с ней.
Именно этим, последним они и отличаются от кружков и клубов, функционирующих в школах и внешкольных учреждениях. Эта грань - зыбка, но она есть. Просто эти объединения / к слову, многие из них выросли именно из кружков и клубов / переросли свою первоначальную сущность и обрели черты общественного объединения.
Среди них: клубы общения, школы и клубы, вводящие подростков в новые экономические отношения, творческие коллективы, которые активно действуют на радость и пользу окружающим, даря им свои знания, свое творчество.
Отметим, еще одной чертой таких объединений является появление в них черт самодеятельного характера.
Вторая группа: общественные объединения, предлагающие подросткам различные виды практической деятельности и через нее и с помощью нее включающие ребят в социальную практику.
Это разного рода профильные общественные организации и объединения: экологические, военно-патриотические и военно-спортивные, туристическо-краеведческие и милосерднические, юнкоровские и объединения, включающие подростка в работу с малышами... .
В отличие от первой группы, идущей за интересом подростка, эти выводят на первый план именно деятельность: мы занимаемся поиском. Хочешь быть с нами - будь, а нет - ищи другое, то, что тебе по душе.
Таких объединений сегодня много, и они, определённым образом, находятся в выигрышном положении. Но есть в таких объединениях и свои "подводные камни". Профильная деятельность может в один "прекрасный" момент превратиться в узкопрофильность и тогда всё может пойти прахом, ведь подросток сегодня хочет быть космонавтом, завтра - моряком, а послезавтра еще кем-то. Это необходимо учитывать.
Тем не менее, повторяем, эти объединения находятся сегодня в выигрышном положении. Более того, имеется тенденция создания структур профильных региональных и даже общереспубликанских и международных детских общественных организаций: Детский орден Милосердия на базе программы СПО-ФДО; организация "Новик" на базе программы "Возрождение" ФДО "Юная Россия", Движение юных патриотов и т.п.
Третья группа: К этой группе относятся организации и объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится жизнедеятельность, и формируются отношения между членами организации в процессе деятельности и общения.
Выработать такую систему ценностей и положить ее в основу деятельности организации непросто, но это позволяет активно влиять на личность подростка, если, конечно, сами подростки принимают предложенную им систему. К этой группе относятся религиозные, национальные и националистические детские объединения, а также коммунарские, скаутские и пионерские организации и объединения.
Этой нашей попыткой классификации существующих сегодня детских общественных организаций и объединений* - мы начали отвечать на столь часто задаваемый вопрос: "так чем же сегодня пионерская организация отличается от других детских организаций?".
Чаще всего пионерские организации сравнивают сегодня со скаутскими. И это не удивительно, ведь по происхождению корень у нас один.
Сегодняшние пионеры и не собираются открещиваться от этого общего корня, а напротив стараются взять от своих "родственников" всё ценное. Не случайно В.Дергунов / Союз пионеров-наследников Татарстана / и А.Кузьменко / Союз пионерских организаций Киева - СПОК / дали в подзаголовке своих работ, написанных еще в 1990 году и посвященных поиску новых пионерских путей, такую фразу: "...или Скаутинг по-пионерски."**
Кстати и скауты заимствуют у пионеров то, что им кажется позитивным. Нам приходилось встречать не одного скаутмастера, который заявлял, что он работает со своими ребятами по коммунарской методике.*** И, как бы это не противоречило, в нашем понимании, скаутской доктрине: объяснить это легко - идет поиск.
Так что, сравнивать пионеров только со скаутами мы не станем, попробуем взять шире.
От одних организаций / религиозных, политизированных молодежных организаций, скаутских и др. / мы будем отличаться тем, что нам не важны убеждения ребенка, вступающего в пионеры. В наших уставах четко написано: "любой мальчик или девочка".
От других / профильных / своей многопрофильностью в деятельности. От третьих, ориентированных только на передачу знаний или на преимущественную передачу знаний своей ярко выраженной общественно полезной направленностью в деятельности.
Может различаться позиция взрослого в детских организациях: пионеры работают сегодня над построением организации со взрослым членством. Есть же организации; где взрослые являются прямыми руководителями детей.
В пионерской организации принцип самодеятельности является ведущим. Для нас важно, чтобы подросток стал субъектом жизнедеятельности своей организации. А взрослые, имели такие же права, как и дети / например при голосовании /,. находили бы, тем не менее, средства влияния на жизнь организации / не административного, а педагогического плана /, не превращая ее " из организации детей в организацию для детей", и занимаясь при этом ее взрослыми проблемами. Есть организации, которые в силу своей специфики / например, военно-спортивные / или традиций / скауты, у которых скаутмастер имеет право приказа в ходе деятельности скаутского объединения / не ставят своей задачей развитие самодеятельности, во всяком случае в том виде, в котором делаем это мы.
По-разному может решаться в разных организациях вопрос о весомости коллективного начала, о доминирующем стиле взаимоотношений и, конечно, разными будут внешние формы, традиции, символика... Иначе говоря, разными будут "правила игры". Хотя, если говорить откровенно, перефразируя известное выражение мы уже до такой степени решительно размежевались кое в чём, что нам в пору искать не отличия, а точки соприкосновения и формы взаимодействия с другими детскими общественными организациями и, главное, внутри себя, внутри Пионерского движения.
---------------------------
*.Мы использовали слова "организация” и "объединение" чаще всего как синонимы, что, строго говоря, не очень верно. О сути понятий "организация", "объединение", "движение" и др. см. А.П.Покровская "К вопросу о понятиях и правовой основе общественных объединений" в сб. "Председателю Совета пионерской организации” М.,1991 и "Детское движение: вопросы и ответы". Кострома.1994 стр.106-113
**.см. А.Кузьменко "Примерная программа самовоспитания киевских пионеров "Большая игра" или скаутинг по-пионерски”. Киев.1990. “Программа "Пять звезд пионеров - наследников Татарстана или скаутинг по-пионерски". Казань 1990
***.см. например, С.Воздвиженский "Скаутинг для начинающих". Петрозаводск.1993
Научный раздел
Меню пользователя
Кто на сайте
- 1 гость