Воскресенье, Мая 19, 2024
   
Шрифт

Штрихи к портрету пионера 90-х - КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.

Индекс материала
Штрихи к портрету пионера 90-х
О ЗЛАКАХ И ПЛЕВЕЛАХ ПОИСК НАЧАЛСЯ.
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ.
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ
НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.
КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА.
ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ.
ЕЩЕ РАЗ О
ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ СТОРОН.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ПИОНЕРИИ.
МЫ И ДРУГИЕ.
ПОДЫТОЖИМ:
Все страницы

КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.

Пионерство пронизано духом настоящего коллективизма и истинного товарищества.

Неправы те, кто считает, будто коллективизм способствует нивелированию Личности и препятствует формированию ярких индивидуальностей.

Как раз наоборот. Настоящие коллективы, если, конечно, под этим словом не подразумевать любую человеческую общность/как это часто бывает в быту/,только тогда ими становятся, когда непреложным прави­лом человеческих отношений в любой их сфере, в них становится умение сочетать общее/коллективное/и особенное/личностное/.

В таком сочетании, как нам кажется, смысл настоящего коллективиз­ма и одновременно главная трудность на пути формирования настоящих коллективов. Ведь здесь действительно достаточно лишь немного оступится, чтобы сбиться с пути.

Любопытно, что это чувствуют и сами пионеры. Такой вывод нам поз­воляют сделать наблюдения, проводимые в лагере Кировской районной пионерской организации Москвы "Крылатый” за многие годы его существования.

В ходе отрядных "огоньков” и общелагерных сборов по мере станов­ления отрядов всё чаще предметом обсуждения становятся не просто орг-моменты, но вопросы внутриколлективных отношений; радость приносили не только общие успехи, но и постепенный рост каждого, его вклад в общее дело, раскрытие его человеческих качеств.

Чем ближе отряд подходил к уровню настоящего коллектива, тем ча­ще и активнее пионеры участвовали в его текущей деятельности, тем тща­тельнее учитывались при расстановке сил интересы и наклонности от­дельных ребят; тем внимательнее следили инструктора /вожатые/ и младшие инструктора /наиболее опытные и авторитетные пионеры/ за постепенным ростом каждого пионера и стремились организовать его дальнейший рост, в том числе методом постепенного усложнения поручений и роли каждого члена коллектива в жизнедеятельности отряда и лагеря.

Чем крепче становился отряд, тем чаще решения принимались не фор­мальным большинством, а с учётом всех точек зрения.

Приятно было наблюдать как общий сбор извинялся перед одним из своих товарищей за общую ошибку а, с другой стороны, как смиряли себя гневные спорщики, подчиняясь воле коллектива.

Мы уверены, коллективизму противостоит не индивидуальность, а индивидуализм.*

------------------------

*.Б.Т.Лихачев "Коллективизм и индивидуализм”. “Педагогика" " 9-10 1992 г.,стр.13-20.


Одним из правил внутриколлективных отношений во многих настоящих пионерских объединениях давно стало макаренковское правило: чем больше уважения и доверия человеку, тем больше требовательности к нему.

Это правило нам представляется одним из постулатов настоящего коллективизма, несущим в себе, кроме всего прочего /и это крайне важно!/, стимулы для дальнейшего внутреннего роста личности.

Товарищество также является основой пионерских отношений. Можно очень не любить само слово "товарищ", но нельзя не видеть /если, конечно, не делать это с явным умыслом /*, что глубинный смысл товарищества, идущий из глубины веков, в том числе и от гоголевского Тараса Бульбы /помните его знаменитый монолог о товариществе?!/, имеет весомый вос­питательный потенциал.

Товарищеские отношения предполагают не только статусное, так сказать, юридическое равенство партнеров, но и их отношенческое равенство. Думается, это именно то "диалогические" отношения, за которые так рату­ют сегодня многие исследователи и практики.**

Особенно важны эти взаимоотношения в деятельности детской общественной организации и, особенно между взрослыми и детьми.

Правы те, конечно, кто утверждает, что в массе своей отношения в пионерских коллективах прошлых лет были построены на "принципах объектной педагогики" /термин Г.В.Сабитовой/***, но в передовой практике именно пионерских объединений прошлых лет не просто внедрялись и но и укоре­нялись иные, взаимоуважительные, равноправные, а значит именно товарищеские отношения. И об этом тоже не следует забывать.

В этой связи нельзя не обратиться к педагогическим взглядам ака­демика АПН СССР, доктора педагогических наук, профессора и прекрасного ленинградского педагога Игоря Петровича Иванова.

Развивая макаренковскую традицию, он сумел обосновать, как нам кажется, наиболее продуктивную с точки зрения воспитательного воздействия на личность подростка, систему отношений - отношений товарищества и творческого содружества поколений в процессе активной созидатель­ной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни.****

-----------------------------------

*. см. например, В.Иваницкий "фундаментальный лексикон” “Знание-Сила" №6 1994 г. стр.130

**. см. например, диссертационные исследования В.В.Горшковой" Межсубъектные отношения в педагогическом процессе”.С-Пб.,1992;Т.Б.Потапенко “Педагогические условия формирования коллективистической направленности личности старшего дошкольника" М.,1992, М.М.Жанпейсовой "Педагогические основы гармонизация отношений учащегося и коллектива в школе” М.,1993.

***.см.Г.В.Сабитова "Психолого-педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций на современных условиях”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.М.,1992.стр.10-12.

****.И.П.Иванов "Содружество поколений как условие воспитания юных общественников. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Л.,1972; И.П.Иванов "Звено в бесконечной цепи”. Рязань 1994; И.П.Иванов "Два подхода к воспитанию” “Вожатый"1-2 1980 г., И.П.Иванов "Воспитывать коллективистов". М."Педагогика".1982 г.


Нам не просто импонируют сами по себе взгляды И.П.Иванова. Нам представляется, что обоснованная им система отношений как нельзя луч­ше подходит именно для пионерской организация / хотя, как нам известно ее используют и другие детские объединения. И правильно делают / с ее социальной ориентированностью и стремлением улучшить окружающую жизнь нести радость людям.

Не скроем, мы в ходе разработки концепции Пионерства, легшей в основу Пионерской Декларации, опирались на педагогические воззрения Игоря Петровича, уходящие своими корнями / как он сам неоднократно подчеркивал / в педагогическое наследие А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака и других выдающихся педагогов.*

Итак, коллективизм и товарищество являются основой "пионерских отношений". Ещё раз подчеркнем, при этом мы рассматриваем коллектив, в первую очередь, как средство для стимулирования развития личности /а не как самоцель/ и как основную форму ее существования в организации, что, впрочем, ни в коей мере не исключает индивидуальную деятельность пионеров в ней.

Товарищество же, как принцип, для нас является основным средством гармонизации межличностных отношений, в том числе отношений между взрослыми и ребятами.

При умелом построении таких отношений в жизни пионерских коллективов, как показывает опыт, не наблюдается никакой нивелировки личнос­ти подростка, напротив, такие отношения стимулируют формирование ярких, индивидуальных /но не индивидуалистических / личностей.

Кстати, именно товарищеские отношения, в первую очередь, лежат в основе позиции взрослого в пионерской Организации /Старший товарищ/, что особо важно в организациях детей со взрослым членством, над чем в настоящее время работают многие пионерские организации.

Идея взрослого членства, почерпнутая пионерами как из своей дав­ней истории, так и из опыта скаутских организации и практики деятель­ности Союза польских Харцеров, организации, на наш взгляд, сумевшей в свое время очень грамотно сочетать скаутскую традицию с идеями Пио­нерства, заслуживает отдельного разговора.

Здесь же лишь отметим, что, ставя товарищество во главу угла позиции взрослого в детской самодея­тельной общественной организации, мы стремимся, чтобы такие отношения /товарищеские/ пронизывали все стороны жизнедеятельности организации и все стороны отношений пионеров и их старших друзей: и неформальное общение и отношения в процессе деятельности, что, как показывает практика, особенно трудно.



Меню пользователя

Кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

Яндекс.Метрика

© 2024 Портал Штабистов. Все права защищены.
Created by NET.ScherkhanLab