Штрихи к портрету пионера 90-х - КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.
КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.
Пионерство пронизано духом настоящего коллективизма и истинного товарищества.
Неправы те, кто считает, будто коллективизм способствует нивелированию Личности и препятствует формированию ярких индивидуальностей.
Как раз наоборот. Настоящие коллективы, если, конечно, под этим словом не подразумевать любую человеческую общность/как это часто бывает в быту/,только тогда ими становятся, когда непреложным правилом человеческих отношений в любой их сфере, в них становится умение сочетать общее/коллективное/и особенное/личностное/.
В таком сочетании, как нам кажется, смысл настоящего коллективизма и одновременно главная трудность на пути формирования настоящих коллективов. Ведь здесь действительно достаточно лишь немного оступится, чтобы сбиться с пути.
Любопытно, что это чувствуют и сами пионеры. Такой вывод нам позволяют сделать наблюдения, проводимые в лагере Кировской районной пионерской организации Москвы "Крылатый” за многие годы его существования.
В ходе отрядных "огоньков” и общелагерных сборов по мере становления отрядов всё чаще предметом обсуждения становятся не просто орг-моменты, но вопросы внутриколлективных отношений; радость приносили не только общие успехи, но и постепенный рост каждого, его вклад в общее дело, раскрытие его человеческих качеств.
Чем ближе отряд подходил к уровню настоящего коллектива, тем чаще и активнее пионеры участвовали в его текущей деятельности, тем тщательнее учитывались при расстановке сил интересы и наклонности отдельных ребят; тем внимательнее следили инструктора /вожатые/ и младшие инструктора /наиболее опытные и авторитетные пионеры/ за постепенным ростом каждого пионера и стремились организовать его дальнейший рост, в том числе методом постепенного усложнения поручений и роли каждого члена коллектива в жизнедеятельности отряда и лагеря.
Чем крепче становился отряд, тем чаще решения принимались не формальным большинством, а с учётом всех точек зрения.
Приятно было наблюдать как общий сбор извинялся перед одним из своих товарищей за общую ошибку а, с другой стороны, как смиряли себя гневные спорщики, подчиняясь воле коллектива.
Мы уверены, коллективизму противостоит не индивидуальность, а индивидуализм.*
------------------------
*.Б.Т.Лихачев "Коллективизм и индивидуализм”. “Педагогика" " 9-10 1992 г.,стр.13-20.
Одним из правил внутриколлективных отношений во многих настоящих пионерских объединениях давно стало макаренковское правило: чем больше уважения и доверия человеку, тем больше требовательности к нему.
Это правило нам представляется одним из постулатов настоящего коллективизма, несущим в себе, кроме всего прочего /и это крайне важно!/, стимулы для дальнейшего внутреннего роста личности.
Товарищество также является основой пионерских отношений. Можно очень не любить само слово "товарищ", но нельзя не видеть /если, конечно, не делать это с явным умыслом /*, что глубинный смысл товарищества, идущий из глубины веков, в том числе и от гоголевского Тараса Бульбы /помните его знаменитый монолог о товариществе?!/, имеет весомый воспитательный потенциал.
Товарищеские отношения предполагают не только статусное, так сказать, юридическое равенство партнеров, но и их отношенческое равенство. Думается, это именно то "диалогические" отношения, за которые так ратуют сегодня многие исследователи и практики.**
Особенно важны эти взаимоотношения в деятельности детской общественной организации и, особенно между взрослыми и детьми.
Правы те, конечно, кто утверждает, что в массе своей отношения в пионерских коллективах прошлых лет были построены на "принципах объектной педагогики" /термин Г.В.Сабитовой/***, но в передовой практике именно пионерских объединений прошлых лет не просто внедрялись и но и укоренялись иные, взаимоуважительные, равноправные, а значит именно товарищеские отношения. И об этом тоже не следует забывать.
В этой связи нельзя не обратиться к педагогическим взглядам академика АПН СССР, доктора педагогических наук, профессора и прекрасного ленинградского педагога Игоря Петровича Иванова.
Развивая макаренковскую традицию, он сумел обосновать, как нам кажется, наиболее продуктивную с точки зрения воспитательного воздействия на личность подростка, систему отношений - отношений товарищества и творческого содружества поколений в процессе активной созидательной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни.****
-----------------------------------
*. см. например, В.Иваницкий "фундаментальный лексикон” “Знание-Сила" №6 1994 г. стр.130
**. см. например, диссертационные исследования В.В.Горшковой" Межсубъектные отношения в педагогическом процессе”.С-Пб.,1992;Т.Б.Потапенко “Педагогические условия формирования коллективистической направленности личности старшего дошкольника" М.,1992, М.М.Жанпейсовой "Педагогические основы гармонизация отношений учащегося и коллектива в школе” М.,1993.
***.см.Г.В.Сабитова "Психолого-педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций на современных условиях”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.М.,1992.стр.10-12.
****.И.П.Иванов "Содружество поколений как условие воспитания юных общественников. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Л.,1972; И.П.Иванов "Звено в бесконечной цепи”. Рязань 1994; И.П.Иванов "Два подхода к воспитанию” “Вожатый"1-2 1980 г., И.П.Иванов "Воспитывать коллективистов". М."Педагогика".1982 г.
Нам не просто импонируют сами по себе взгляды И.П.Иванова. Нам представляется, что обоснованная им система отношений как нельзя лучше подходит именно для пионерской организация / хотя, как нам известно ее используют и другие детские объединения. И правильно делают / с ее социальной ориентированностью и стремлением улучшить окружающую жизнь нести радость людям.
Не скроем, мы в ходе разработки концепции Пионерства, легшей в основу Пионерской Декларации, опирались на педагогические воззрения Игоря Петровича, уходящие своими корнями / как он сам неоднократно подчеркивал / в педагогическое наследие А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака и других выдающихся педагогов.*
Итак, коллективизм и товарищество являются основой "пионерских отношений". Ещё раз подчеркнем, при этом мы рассматриваем коллектив, в первую очередь, как средство для стимулирования развития личности /а не как самоцель/ и как основную форму ее существования в организации, что, впрочем, ни в коей мере не исключает индивидуальную деятельность пионеров в ней.
Товарищество же, как принцип, для нас является основным средством гармонизации межличностных отношений, в том числе отношений между взрослыми и ребятами.
При умелом построении таких отношений в жизни пионерских коллективов, как показывает опыт, не наблюдается никакой нивелировки личности подростка, напротив, такие отношения стимулируют формирование ярких, индивидуальных /но не индивидуалистических / личностей.
Кстати, именно товарищеские отношения, в первую очередь, лежат в основе позиции взрослого в пионерской Организации /Старший товарищ/, что особо важно в организациях детей со взрослым членством, над чем в настоящее время работают многие пионерские организации.
Идея взрослого членства, почерпнутая пионерами как из своей давней истории, так и из опыта скаутских организации и практики деятельности Союза польских Харцеров, организации, на наш взгляд, сумевшей в свое время очень грамотно сочетать скаутскую традицию с идеями Пионерства, заслуживает отдельного разговора.
Здесь же лишь отметим, что, ставя товарищество во главу угла позиции взрослого в детской самодеятельной общественной организации, мы стремимся, чтобы такие отношения /товарищеские/ пронизывали все стороны жизнедеятельности организации и все стороны отношений пионеров и их старших друзей: и неформальное общение и отношения в процессе деятельности, что, как показывает практика, особенно трудно.
Научный раздел
Меню пользователя
Кто на сайте
- 1 гость