Воскресенье, Мая 19, 2024
   
Шрифт

Штрихи к портрету пионера 90-х - ЕЩЕ РАЗ О

Индекс материала
Штрихи к портрету пионера 90-х
О ЗЛАКАХ И ПЛЕВЕЛАХ ПОИСК НАЧАЛСЯ.
ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ.
НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ
НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.
КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.
САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА.
ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ.
ЕЩЕ РАЗ О
ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ СТОРОН.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ПИОНЕРИИ.
МЫ И ДРУГИЕ.
ПОДЫТОЖИМ:
Все страницы

ЕЩЕ РАЗ О "Я" И "МЫ".

Проблема сочетания личного и общественного всегда была актуальной в пионерской организации / полагаем, что и в любой другой детской организации она присутствует /.

Все мы, взрослые, помним, что традиционно общественное в организации трактовалось как нечто, что всегда бывает выше личного.

Давайте же вновь обратимся к этой проблеме, но уже с точки зрения сегодняшнего дня.

Учитывая приведенные выше сущностные характеристики Пионерства, ответ на поставленный вопрос, как нам кажется, следует искать на путях гармонизации общественного и личного во всех сферах жизнедеятельности пионерских объединений, в том числе и в сфере "пионерских отношений".

Под гармонизацией, в данном случае, мы понимаем умение найти нуж­ный баланс между "я" и "мы" в каждом конкретном случае, что, разумеет­ся, непросто.

Впрочем, обратимся вновь к ребячьим суждениям по этому вопросу / из дискуссии на одном из лагерных сборов Московской городской пио­нерской организации /:

-"По-моему, общественное не всегда должно быть выше личного. Бывает, что и личное становится выше общественного, например, когда решается судьба человека в организации" / Денис Т. /;

-"Пионер имеет в организации обязанности, но он имеет и права. Так вот, ни один коллектив, ни один орган, ни один человек не может лишить пионера его прав. Разве что он сам согласится на это в какой-нибудь чрезвычайной ситуации" /Сергей К./;

-"Надо учитывать и интересы, и возможности каждого при подборе по­ручений, расстановке сил, а не делать это как кому-то захочется" /Лена С.

-"Я считаю, что, если каждый не поймет важность общего мнения, необходимость подчиниться общему решению, ничего хорошего не получится. Даже организация может погибнуть." /Оля П./;

-"Давайте вспомним старое добрее правило: не умеешь подчиняться, не имеешь право и командовать". /Володя М./;

-"Вопрос о личном и общественном - это, по-моему, во многом вопрос о демократии. Так что, пока решение не принято - спорь, доказывай, а принято - подчиняйся! Если же брать шире - в нашей организации не должно быть одного - подавления человека. Это главное!" /Сергей 3./;

-"Если коллективом будут управлять все, а не только избранные, то и не встанет проблемы "я” и “мы" "/Ира К./;

-"Надо уметь и командовать и подчиняться, и отстаивать свои права, и думать о других, об отряде. А отряд должен защитить, если это необходимо" /Лена М./.

Мы привели довольно много высказываний для того, чтобы стало ясно: при всех оттенках суждений, ребята видят выход из проблемы в пра­вильном сочетании общественного и личного, в создании такого настроя в коллективах, когда каждая личность будет ценна и ее мнение весомо, с одной стороны, а с другой - когда каждый член коллектива будет дорог его частью, и общим решением и сумеет, когда это необходимо, подчи­ниться ему.

Именно такая позиция: сочетание "я" и "мы", "мы" и "я" была записана со слов ребят в Пионерскую Декларацию.


ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ПИОНЕРА.

По мнению ребят, прозвучавших как в анкетах, так и в дискуссиях, пионеру должны быть свойственны некоторые качест­ва личности в особенности.

На одном из сборов Пионерского клуба в "Орлёнке" мы предложили его участникам проранжировать определенный набор положительных ка­честв человеческой личности, и нарисовать тем самым пусть идеальный, но образ именно члена пионерской организации. Задание было выполнено, после чего состоялось обсуждение.

Какой же выбор сделали пионеры/напомним, они создавали портрет своего товарища по организации, а не просто мальчика или девочки/?

На первых местах оказались: "доброта", "бескорыстие", "умение ви­деть другого человека", "трудолюбие” и "честность". Затем шли: "смелость "стремление к знаниям", "щедрость", "дружелюбие" и "творчество". Замыкали суммированный список / было предложено отобрать 15 качеств из 50 возможных /: "любовь к Родине", "умение отстоять свое мнение", "умение уступить другому", "заботливость" и "дисциплинированность".

Что можно подметить в этом наборе качеств при самом беглом про­смотре?

Прежде всего, то, что такой образ пионера вполне укладывается в логику общих черт организации, предложенных выше.

Обращает на себя внимание большое количество черт, ориентирован­ных на других людей. Особенно в первой пятерке. О многом говорят и сто­ящие рядом: "умение отстоять свое мнение" и "умение уступить другому"

Дальнейшее обсуждение показало, что ребята старались выбрать "характерно пионерские качества" / как выразился один из участников работы клуба /, поэтому оставили "за бортом" и "чувство юмора" и "жизнерадостность" и другие важные, но общие для всех людей привлекательные черты характера.

Многие отмечали, что сегодня пионерам не обойтись без смелости / ведь даже ношение красного галстука порой бывает Поступком / и без честности / в особенности отстаивая свою организацию, очищая ее от всего на­носного /.

Завершая сбор Клуба, мы предложили ребятам оставить в списке лишь четыре качества из 15-и. Результат оказался очень интересным: из 54-х участников сбора "доброту" оставили 48, "честность” -38, "смелость” -33 и "щедрость” -31.

Вот такой получился портрет пионера 90-х.

Конечно, это в портрет - идеализация. Это, разумеется, образ, кото­рый хотелось бы видеть, но, честное слово, под таким образом - портретом, хочется подписаться. Во всяком случае, нам.

Так ответили ли мы на вопрос: "какой он, пионер конца XX века?". Наверное, в определенной мере, да. Но поиск образа, а, самое главное, его осмысление и принятие как образца для подражания тысячами и тысяча­ми сегодняшних пионеров - процесс длительный.

Несомненно, появятся новые оттенки, кое-что будет уточнено, но уже сегодня понятно: это человек добрый, честный, щедрый, смелый, активный, самостоятельный, творческий, неспокойный, дисциплинированный, познаю­щий Мир, любящий Родину, творящий добро во имя того, чтобы жизнь наша становилась бы чище, краше и добрее



Меню пользователя

Кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

Яндекс.Метрика

© 2024 Портал Штабистов. Все права защищены.
Created by NET.ScherkhanLab