Вторник, Апреля 30, 2024
   
Шрифт

В тебя, Пионерия, верю я! - Особо подчеркнём

Индекс материала
В тебя, Пионерия, верю я!
Интересные начинания
Рубеж 80-90х
Пионерство - это...
Особо подчеркнём
Этот принцип...
Все страницы


      Особо подчеркнём в этой связи патриотический характер пионерского движения, а патриотизм (мы говорим о «пионерском патриотизме») – категория политическая.
      Он в том, в частности, что мы стремимся помочь ребятам стать достойными Гражданами своего Отечества, любящими Родину (пусть порой и «странною любовью», как писал наш Великий поэт), знающими её историю (без изъятий и конъюнктур), гордящимися и стремящимися брать пример с её Героев (Мы хотели бы, чтобы героика целинной эпопеи и талант безвестных мастеров, создавших шедевры города на Неве, подвиг Гагарина и моряков Ушакова - одинаково трогали ребячьи души. А это значит: вечная по своей сути идея чтить память Героев, их подвиги по защите Отечества, по созиданию нового, подвиги творцов, первопроходцев, трудовые подвиги тех, чьими руками строились заводы и города, остается истинно пионерской идеей); уважающими все народы, живущие на Планете.
     Он в том, что мы стремимся формировать у ребят готовность к участию (если это потребуется) в защите Родины.
     Он в том, что мы ориентируем своих членов на сознательное участие на посильном для них уровне в созидательной общественной практике, направленной на улучшение своей и окружающей жизни (ребячье понимание того, что надо стремиться сделать жизнь вокруг «хоть чуть-чуть чище, краше и добрее» в этой связи весьма актуально).
     Не правы те, кто утверждает, что ушла в прошлое и в современных условиях потеряла актуальность, скажем, тимуровская работа. Практика показывает: нравственный потенциал бескорыстной, а, тем более, тайной (не напоказ) помощи тем, кто в ней нуждается, ни в коем случае не исчерпан и не заслонен стремлением «делать деньги» (все это наглядно продемонстрировали итоги проведенных в последние годы общепионерских Акций «Эстафета радости», «Венок Славы», «От сердца к сердцу»). Пионеры не потеряли интереса к походам и экспедициям, в том числе по памятным местам. Пионеры продолжают работу с малышами, помогают ветеранам, престарелым. Не забыты и трудовые десанты, игра «Зарница»…
      Такого рода деятельность способствует гражданскому становлению юных патриотов своего Отечества и интернационалистов, не приемлющих национальной розни и национализма в любых его проявлениях, что, как нам представляется, крайне важно, учитывая современные российские реалии.
      Кроме того, мы стремимся в организации ориентировать подростков на сознательную работу над собой; на то, чтобы они сами тянулись к знаниям, и к самосовершенствованию. Мы делаем всё возможное, чтобы подвигнуть каждого встать на путь самовоспитания, стремления раскрыть свои таланты и способности, закалять своё тело, становиться лучше самому и помогать в том другим. Организация же призвана создать ребятам для этого условия.
      Практика современных пионерских объединений показывает, что в их деятельности важную роль играют «внутренние» коллективные творческие дела различного вида, решающие множество важных для развития подростков задач: познавательные (без познания, напомним, невозможно созидание), развивающие творческий потенциал личности (помогающие ребятам реализовать свои интересы, потребности и запросы), развлекательные (но не лишь бы развлекаться, а помогающие укрепить свой коллектив, снять рабочее напряжение, доставить удовольствие товарищам), а также дела обучающие, в том числе готовящие юных организаторов.
      Особо следует сказать о роли спортивных дел в пионерской работе. Мы не ставим задачу готовить спортсменов, но подвигнуть ребят к занятиям физической культурой (в рамках организации и вне нее), спортивными играми, туризмом, что тесно связано с краеведением и поисковой работой, организуемой пионерскими коллективами, стараемся.
      Таким образом, мы видим многопрофильность пионерской деятельности, её социальную (патриотическую по характеру, формирующая гражданственность), с одной стороны, и личностную (опирающаяся на интересы, потребности и запросы подрастающей личности, объективно способствующая становлению личности), с другой, характеристики.
      Кроме того, организация выступает в качестве фактора социальной защиты подростка. Мы видим задачу в том, чтобы помочь ребятам адаптироваться в современном обществе, прививая им, если можно так выразиться, активный «социальный иммунитет» по отношению к тому злу, которое, увы, порой так плотно окружает нас сегодня.
      При этом речь ни в коем случае не идёт о создании для пионеров, так сказать, тепличных условий жизнедеятельности. Наши ребята и находились и находятся в гуще современного, далёкого от истинного гуманизма социума (и это, конечно, существенно осложняет ситуацию); но, как показывает практика, организованные пионерские коллективы, являются хорошей защитой от внешнего негатива. Жить интересной, содержательной жизнью, пронизанной гуманистическими отношениями, значительно интереснее для очень многих подростков (кстати, именно отношения в организации, которые «дают почувствовать себя человеком»; «не подавляют, а поднимают тебя»; «отличаются добротой, пониманием и суровой справедливостью»… - являются, как показывают исследования, являются одном из наиболее привлекательных факторов для пионеров в их организациях).
      Основой пионерских отношений нам видятся коллективизм и товарищество.
      В 90-ые годы XX века весьма распространенной являлась точка зрения о том, что коллективизм (по мнению этих авторов - «толпизм») приводит к нивелированию личностей. По нашему мнению это неверно.
      Прежде всего, коллективизм не есть толпизм. Более того, только та группа может иметь право называться коллективом, в которой принципом взаимоотношений во всех сферах ее жизнедеятельности стало гармоничное сочетание общего - коллективного и особенного - личного. В таком сочетании суть истинного коллективизма и одновременно главная сложность на пути формирования настоящих коллективов. Разумеется, было бы напрасным утверждать, что все пионерские объединения являются в этом смысле группами, находящимися на уровне коллектива, но к этому мы стремимся, хорошо понимая, что формирование коллективов - это длительный и сложный процесс.
     Практика показывает, что, чем крепче становится отряд, чем ближе он подходит к уровню настоящего коллектива, тем бережнее в нём отношение к каждому, тем чаще решения принимаются не формальным большинством голосов, а с учетом мнения всех пионеров, тем явственнее микроклимат в детском сообществе пропитывается добротой и внимательностью, стремлением раскрыть каждую личность, поднять пионера еще на одну ступеньку человеческого роста.
      Мы убеждены, реальному коллективизму противостоит не индивидуальность человека, а индивидуализм.
      Одним из важнейших правил внутренних отношений, а порой и жизненной позицией ребят, во многих известных нам пионерских коллективах постепенно становится знаменитое макаренковское правило: чем больше уважения и доверия к человеку, тем больше требовательности по отношению к нему. Это правило представляется нам одним из постулатов настоящего коллективизма. Оно несет в себе, помимо всего прочего, мощные стимулы для внутреннего роста всех без исключения членов организации.
      Теперь несколько слов о товариществе. Можно очень не любить само слово «товарищ», но, как нам кажется, нельзя не видеть (если этого не делать умышленно), что глубинный смысл товарищества имеет весомый воспитательный потенциал. К слову, товарищеские отношения, как и отношения коллективизма не являются выдумкой периода последних десятилетий: достаточно вспомнить хотя бы Великую литературу прошлых веков, гоголевского Тараса Бульбу с его знаменитым диалогом о сути товарищества, или искромётное «Один за всех, и все за одного!» бессмертных мушкетёров Александра Дюма.
      А, если серьёзно, товарищеские отношения предполагают не только статусное, так сказать юридическое, равенство партнеров, но и создают основу для отношенческого равенства соратников по общему делу, людей, уважающих, помогающих друг другу. А, кроме того, что особенно важно для детей, - для равноправия. Товарищеские отношения – это отношения гуманистические. Особенно необходимы такие отношения в межвозрастной, детско-взрослой организации (Важно добиться, чтобы товарищеские отношения между детьми, между детьми и взрослыми, а также среди взрослых членов организации пронизывали бы все сферы ее жизнедеятельности), каковой нам и видится сегодняшняя, а главное завтрашняя пионерская организация.
     В основу построения такой организации положена идея взрослого членства, почерпнутая современными пионерским организациями, как из собственной истории, так и из опыта скаутов и Союза Польских Харцеров, который в свое время, думается, успешно сочетал в своей деятельности скаутский метод и опыт советской Пионерии.
     Проблема взрослого членство в детской общественной организации требует особого разговора. Ограничимся утверждением: без взрослого членства, без принятия вожатыми и инструкторами Пионерии по отношению к ребятам позиции старшего товарища (т.е. системы отношений, построенных на принципах равенства, равноправия, взаимного уважения, доверия и соратничества в общих делах), у организации нет будущего. Понятно, что сама идея взрослого членства при обязательном сохранении самодеятельного характера детской общественной организации - вещь весьма непростая, но, повторяем по нашему мнению, иного пути нет. А практике многих пионерских коллективов доказывает, что всё это вполне реально.
      Наконец, ещё о двух принципиальных позициях:
     Важнейшей основой жизнедеятельности пионерской организации, и одновременно условием реализации того потенциала, который заложен в Пионерстве, является претворение в жизнь пионерской самодеятельности (как, во-первых, принципа жизнедеятельности, когда пионер является не столько объектом воспитательного воздействия, сколько субъектом, иначе говоря, хозяином, творцом и защитником своей организации; как, во-вторых, особое качество деятельности, основанное на добровольности вхождения и выхода подростка из организации, на сознательности принятия им обязанностей, связанных с членством в детском общественном объединении; и как, в третьих, сложное, интегративное качество личности, составляющими которого является: самостоятельность, активность, творчество, ответственность…).



Меню пользователя

Кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

Яндекс.Метрика

© 2024 Портал Штабистов. Все права защищены.
Created by NET.ScherkhanLab