Среда, Мая 01, 2024
   
Шрифт

В тебя, Пионерия, верю я! - Пионерство - это...

Индекс материала
В тебя, Пионерия, верю я!
Интересные начинания
Рубеж 80-90х
Пионерство - это...
Особо подчеркнём
Этот принцип...
Все страницы


     Пионерство – это жизненная позиция человека. Вот, как сами ребята в 90-ые годы XX века, обрисовывали эту позицию
     Если пионер – значит «первопроходец», то, прежде всего, «он открывает хорошее в людях, людей для себя и себя для людей»…
     Если пионер – «первый», то «это не значит, что мы, мол, лучше всех…»… «это означает, что он первым готов протянуть бескорыстную руку помощи человеку, родной природе, Отечеству»… «Пионер - Гражданин своей Родины, которому небезразличны горе, радости, чаяния и надежды народа»; «Пионер – личность критически мыслящая…» «Он борется со злом»…
«Пионер умеет дружить, дорожить дружбой». Он «способен сочетать «Я» и «МЫ», «МЫ» и «Я»…
     Пионер – «организатор новых, интересных и полезных для окружающих дел»; он «человек активный, неуспокоенный, развёрнутый лицом к людям»…
     Ребята отстаивают точку зрения о том, что Пионер – это ещё и качества личности. Вот их слова: «Он добр, честен, щедр и смел»; он «не боится трудностей, предпочитает творчество во всём»… «Он смело идёт вперёд и ведёт за собой своих товарищей»… «Он умеет различить вокруг добро и зло, плохое и хорошее, мыслить критически»… «Он первым готов выступить на защиту Правды, Дружбы, Добра, Справедливости»… «Он стремится много знать, уметь, но всё, что он знает и умеет, он готов передать другим»… «Он видит и свои недостатки, и готов первым делать шаги к их исправлению»…
     Мы, взрослые члены пионерских организаций вполне солидарны с нашими младшими товарищами. Но для нас же важно ещё и то, что сказанное детьми помогает вычленить характеристики пионерской организации и в принципе, и применительно к нашим дням.
     Начнём с её целей. В формулировках целей жизнедеятельности, закреплённых в Уставах большинства из известных нам пионерских организаций, разными словами выражена следующая идея: «помочь пионеру познать и улучшить окружающий Мир, стать достойным Гражданином своего Отечества» (приведённая формулировка взята из проекта Устава, который готовился для принятия ещё Х-м Всесоюзным пионерским Слётом).
     В этой идее объединены три важнейших компонента, непосредственно связанных с сущностными характеристикой пионерского объединения: познание окружающего Мира, его преобразование (улучшение) и формирование личности юных Граждан своего Отечества.
     Их увязка в цели пионерской организации, а все эти компоненты, повторим, как правило, присутствуют в формулировках целей организаций пионеров, действующих сегодня (а по сути дела присутствовали у пионеров всегда), оправдана и име¬ет сугубо диалектический смысл.
     Улучшать Мир невозможно без его познания, в про¬цессе которого настоящий Гражданин и патриот (а именно формированию таких личностей, «любящих Родину, уважающих все народы, живущие на Планете», организация ставит задачу способствовать) не может пройти мимо проблем и бед людей, своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная общественная практика стимулиру¬ет его стремление к дальнейшему открытию Мира и к самосовершенствованию. А это в свою очередь формирует истинный патриотизм, настоящую гражданственность не словесную, а деятельностную, т.е. основанную на активности, неуспокоенности, заинтересованности в людях, и в том, чтобы жизнь вокруг становилась лучше.
     Таким образом, в самом общем виде можно сказать: Пионерская организация – это самостоятельная, самодеятельная, гуманистическая, патриотическая, общественная организация детей и взрослых с ярко выраженной общественной направленностью своей многопрофильной социально и личностно ориентированной деятельности, стержнем отношений внутри которой являются коллективизм и товарищество; пронизанная самобытными традициями, творчеством, игрой, романтикой борьбы и поиска.
     Остановимся подробнее на некоторых из выделенных нами характеристиках современной пионерской организации.
     Для начала подчеркнём: мы ни в коем случае не претендуем на монополию в современном детском движении. Убеждён, все попытки создать сегодня, в условиях резкого социального расслоения общества, единую и единственную детскую организацию, будут обречены на провал. Ужасно сложно найти сегодня систему ценностей для детской организации, под которой подписались бы все слои нашего общества. А значит, иначе, как насаждением сверху, это не получится, а значит, ничего хорошего не будет.
     Теперь, обратим особое внимание на общественный характер организации и важность сохранения для неё разумной самостоятельности в жизнедеятельности, даже, если она имеет государственный статус или активно поддерживается какими-либо общественными силами.
     Применительно к современным пионерским организациям этот вопрос напрямую связан с устоявшимся отношениям к ним как к организациям жёстко припартийным и сугубо политизированным.
     По нашему мнению, отношения эти во многом надуманы, ведь даже ВПО имени В.И.Ленина следует отнести скорее к государственно-общественным детским организациям. А вот была ли она действительно жёстко припартийной и, тем более, сверх политизированной (неконструктивные критики избирают для своих атак на Пионерию именно эти позиции), на наш взгляд, это ещё вопрос, и на него ещё предстоит ответить на основе подлинно научного исследования истории Пионерии.
     Вместе с тем, отметим, при однопартийной политической системе (как это было в СССР) модель общественно-политической системы, состоящей из одной взрослой политической организации – одной молодёжной - одной детской была понятна и при всех «но», не лишена логики.
     В то же время, думается, для детской организации жёсткая привязка к государству ли, к системе образования ли, к общественной или политической структуре взрослых ли или к чему-либо ещё, губительна (сегодня особенно). Именно она лишает детскую организацию разумной самостоятельности, а значит, препятствует реализации её внутреннего социально-педагогического потенциала. И опыт ВПО имени В.И.Ленина, как показывают исследования истории Пионерии, в немалой степени - тому подтверждение.
     На наш взгляд, кем бы организация ни поддерживалась, она должна иметь возможности реализовывать свои, специфические функции, решать свои задачи специфическими для детской общественной организации средствами, вытекающими, в первую очередь, из социальных потребностей, интересов, а также из возрастных и психологических особенностей основной части её членов, т.е. детей.
     Исходя из этого, мы твердо стоим на позициях неприпартийности любых детских общественных объединений, отстаиваем идею не вовлечения их в непосредственную политическую борьбу взрослых. Говоря же о пионерских организациях, надо, кроме всего прочего, иметь в виду следующее.
     В общественном мнении пока ещё прочны стереотипы отношений к пионерам, как к «борцам за дело всех подряд», как к «осколкам проклятого прошлого», как к «юным коммунякам» (взятые в кавычки фразы слышаны автором не единожды) и т.п. Всё это не может не усложнять жизнь детской организации. И побороть эти стереотипы в условиях припартийных пионерских объединений едва ли удастся. Кроме того, припартийный характер сужает возможность создать полновесную общественную организацию, достаточно массовую по своему составу.
     Но это не всё. Действующее законодательство запрещает создавать припартийные молодёжные организации из детей до 14 лет (в пионерской организации, даже межвозрастной, основная масса детей – моложе этого возраста); а также деятельность политических (политизированных) и религиозных организаций детей в стенах учреждений системы образования.
     Значит, условия для жизнедеятельности припартийных детских объединений будут крайне сложными, нестабильными и чреватыми.
    Сказанного выше, в принципе, должно бы хватить для того, чтобы задуматься о целесообразности жёсткой привязки детских объединений к политическим системам взрослых. Особенно в современных условиях. И, хотя бы потому, что на карту ставятся судьбы детей. Но и это ещё не всё.
     Педагогическая наука и практика доказывает, что вовлечение детей «пионерского возраста» в политическую борьбу (как форму политической деятельности) взрослых противно их возрастным и психологическим особенностям. В самом общем виде можно сказать, что эти особенности (в т.ч. незавершённость формирования абстрактного мышления и нестабильность психики подростка; отсутствие у него глубоких знаний, жизненного опыта и многое другое), в первую очередь, препятствуют сознательному и осмысленному участию в ней подростков. Значит, если они, образно говоря, «пойдут на баррикады» сегодня, то именно за своими старшими товарищами. А это к добру не приводит.
     Одновременно с этим, сказанное, вовсе не означает отрицание возможности или целесообразности поддержки детского общественного движения, пионерского в том числе, общественными и политическими силами взрослых. Она (поддержка) и может, и, мы уверены, должна быть. Но она должна быть мягкой, корректной и главное – бескорыстной.
     Подчеркнём, отказываясь от монополии в детском движении, припартийного характера организации, мы ни в коем случае не собираемся отказываться от истории Пионерии, её символики (ребята сами нашли вполне современное объяснение смысла своих символов), от настоящих пионерских традиций, овеянных духом игры и романтики, творчества и заботы, дружбы и товарищества, а главное – от сути и смысла Пионерства.
     Считая не целесообразным, противных потребностям, возрастным и психологическим особенностям подростков нарочитую политизацию и вовлечение любой детской организации в политическую борьбу взрослых, мы не собираемся провозглашать себя «находящейся вне политики», т.е. аполитичной организацией. По нашему убеждению вне политики ни одна общественная структура, даже детская, полностью быть не может, да и, если мы стремимся формировать у подростков гражданственность, без политической деятельности вообще не обойдешься. Важно соблюдать разумную, психолого-педагогически обоснованную «меру политизации».



Меню пользователя

Кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

Яндекс.Метрика

© 2024 Портал Штабистов. Все права защищены.
Created by NET.ScherkhanLab