Пятница, Апреля 26, 2024
   
Шрифт

Озеро Шлино и культура длинных курганов - Преемственности археологических культур

Индекс материала
Озеро Шлино и культура длинных курганов
Преемственности археологических культур
Все страницы

Кстати, о преемственности археологических культур. Каждая из них означала смену племен, населявших территорию. Прежние вымирали от болезней, уходили в более богатые места, истреблялись или ассимилировались пришельцами. Их место занимали другие, с новыми элементами материальной культуры, остатки которой и обнаруживают археологи на местах поселений, с новыми обрядами захоронения, которые также сохраняются в веках в виде могильников. Археологи будущих тысячелетий назовут нашу культуру культурой белых тапочек, если будут раскапывать кладбища, или культурой бетонных клеток, если до них дойдут остатки наших жилищ, а скорее всего, культурой асфальтовых дорог - их следы уж точно сохранятся в веках и тысячелетиях.

Верхневолжскую культуру VI-V тысячелетий до нашей эры, открытую Д.А. Крайновым, сменила льяловская, поселения которой масштабнее по размеру, материальные слои памятников мощнее, а находки многочисленнее. На смену льяловской культуре пришла волосовская, существовавшая до нашей эры от середины его III-го тысячелетия до первой четверти II-го тысячелетия. Волосовская культура вышла за пределы Волго-Окского междуречья: ее находки есть и на нижней Каме, и в среднем Поволжье. До сих пор ведутся споры, относятся ли волосовцы целиком к европеоидам, или же в их составе присутствовали монголоидные элементы. Этими тремя культурами первобытных охотников и рыболовов заканчивается у нас каменный век. Следующая культура - фатьяновская, культура людей, уже знакомых с обработкой меди и со скотоводством.

Они вторглись на территорию, занятую волосовскими племенами, с запада и юго-запада, возможно, частично истребили, а частично ассимилировали местные племена. Они привели с собой первых домашних животных - овец и свиней, позже появился крупный рогатый скот. Они принесли с собой также искусство литья и ковки меди. За рудой они ходили не близко: в среднее Поволжье, Вятско-Ветлужское междуречье и, возможно, на южный Урал, в Башкирию, на любимую мою реку Агидель, где еще в петровские времена по самой Агидели и ее притоку Верхнему Узяну стояли медеплавильные заводы. Возможно, они были кочевниками, так как при всей многочисленности находок их захоронений, кажется, ни одного из их поселений так и не удалось найти.

Фатьяновцев на нашей земле заменяют носители еще более высокой и мощной абашевской культуры. Они уже занимают территорию от левобережья Днепра до Урала и даже далее за Уралом. Это уже не охотники, не рыболовы, а чистые скотоводы, которые в южных районах занимались еще и земледелием. У них были лошади - отсюда возможность такого территориального охвата. Абашевцы же начинают масштабно эксплуатировать уральские рудные месторождения. Примерно в это же время на части территории, занятой абашевцами, живут представители поздняковской культуры, переселившиеся к нам с берегов Дона.

Ранний железный век пришел к нам к I-му тысячелетию до нашей эры с дьяковской культурой. Дьяковская культура сменила абашевскую в Волго-Окском междуречье. Восточнее, в районе Мокши, моей родной Цны и среднего Поволжья абашевцев вытеснили племена городецкой культуры, которых считают предками финно-угорских народов Поволжья. Дьяковцы пришли на территорию нынешней Московской области, двигаясь вверх по течению Москвы-реки, то есть, опять из Степи. Они уже строили не просто поселки, а настоящие крепости, причем, на высоких берегах рек в тех местах, где в них впадали другие реки или ручьи.

На территории Москвы тогда было несколько таких укрепленных городищ дьяковцев. Кунцевское, например, еще две тысячи лет назад "было окружено мощными фортификационными сооружениями, состоящими из тройной линии насыпных валов и частоколов", - пишет Екатерина Юрьевна Тавлинцева, один из авторов большой интернет-серии "История Москвы".

Вот вам и 1147 год! Вот вам и 850-летие столицы нашей Родины города-героя Москвы! Вот вам и связь времен, которую мы почему-то разрываем с особым сладострастием. Не говоря уж о национальном вопросе, который, судя по всему, стоит совершенно в другой плоскости, чем та, в которой мы его привыкли ставить. Вот докажут те же китайцы, свою историческую преемственность с монголоидами волосовских племен, и - большой привет Центральная Россия! Албанология - она и в Китае албанология.

В VII--VIII вв. нашей эры дьяковская культура прекращает свое существование. Что было причиной для ее деградации - не ясно. То ли по Гумилеву, дьяковцы исчерпали свой запас пассионарности, превратились в реликт и были поглощены другими народами, то ли были истреблены какой-нибудь эпидемией, вроде нынешнего алкоголизма или СПИДа. А может, во всем опять виноваты евреи - Хазарский каганат был уже образован и набирал силу. А может, виноваты исламские фундаменталисты - только что ведь завершилось триумфальное шествие исламской власти, а халиф аль-Мансур, не догадываясь еще об американском империализме, уже основал Багдад, столицу могущественного халифата Аббасидов. Куда делись дьяковцы, какова их судьба - этого пока не знает никто.

Тем временем на озере Шлино у деревни Яблонька ведутся раскопки курганов еще более другой культуры - культуры племен, населявших территорию нашей страны, вернее, Валдай и его окрестности вплоть до нынешних границ Эстонии и Вологодской области. Речь идет о культуре длинных курганов - могильников удлиненной формы, расположенных чаще всего в сухих сосновых лесах и содержащих захоронения останков людей, кремированных перед погребением. Эти могильники и связанные с ними поселения относятся к временам от V-го до X-го столетия нашей уже эры, то есть, до времен призвания варягов и крещения Руси Владимиром, Добрыней и Путятой.

По данным археологов распространение в нашем регионе памятников культуры длинных курганов носило взрывной характер, а дата их появления связана с известными событиями Великого переселения народов. Приуроченность захоронений к сосновым лесам дает основание полагать, что главным занятием населения было подсечное земледелие. Многие ученые полагают, что основу населения культуры длинных курганов составляли славяне, скорее всего, кривичи. Только в районе озера Шлино выявлено пятьдесят девять памятников этой культуры.

Всемирная история. Озеро Шлино. История Руси. История России.

Материал предоставлен сайтом www.ozeroshlino.ru



Меню пользователя

Кто на сайте

Сейчас на сайте:
  • 1 гость

Яндекс.Метрика

© 2024 Портал Штабистов. Все права защищены.
Created by NET.ScherkhanLab