Дорога в будущее - Принципиальные позиции
Наконец, ещё о двух принципиальных позициях:
Первая: основой жизнедеятельности пионерской организации, и одновременно условием реализации того потенциала, который заложен в Пионерстве, является претворение в жизнь пионерской самодеятельности как, во-первых, принципа жизнедеятельности, когда пионер является не столько объектом воспитательного воздействия, сколько субъектом, иначе говоря, хозяином, творцом и защитником своей организации; как, во-вторых, особое качество деятельности, основанное на добровольности членства в организации, на сознательности принятия каждым пионером (взрослым и ребёнком), связанных с этим и прав, но и обязанностей; и как, в третьих, сложное, интегративное качество личности, составляющими которого является: самостоятельность, активность, творчество, ответственность.
Эти подходы и прежде декларировался в пионерских документах, но их реализации в массовой практике препятствовали жесткая привязка пионерской организации к школе, позиция взрослых, которая сначала формулировалась как «педагогическое руководство», затем стала определяться как «педагогическое обеспечение» (о необходимости внедрять в пионерской организации товарищеские отношения с высоких трибун стали говорить лишь в последние годы существования ВПО), а также сверх централизация и сугубое единообразие пионерской жизни и деятельности.
И второе, наконец: в своё время один из зачинателей и скаутского, и пионерского движения в нашей стране Иннокентий Николаевич Жуков назвал «скаутинг» и «пионеринг» (термин Жукова) формами «длительных воспитывающих игр». Роль и значение игры в жизнедеятельности пионерских организациях трудно переоценить. Причём, речь должна идти не просто об использовании в жизни организации игр и игровых элементов.
Игра «В страну Пионерию» – нечто гораздо более сложно, нежели просто набор игр. Эта действительно длительная, сложная, и действительно воспитывающая игра, построенная на бережном и осторожном вовлечении детей в сложную взрослую жизнь; игра, насыщенная многофакторным игровым взаимодействием взрослых и детей. Это игра, которая при успехе постепенно становится образом жизни её участников, пропитанным романтикой поиска, труда, творчества во имя созидания, дружбы и радости – важнейшими средствами пробуждения душ подростков.
В процессе доброго, умного, гуманистического (товарищеского) игрового взаимодействия, идущего в ходе общественно значимой и личностно ориентированной деятельности, ребята и взрослые получают ни с чем не сравнимый опыт настоящей, истинно Человеческой жизни.
Меню пользователя
Кто на сайте
- 1 гость