Товарищ "Крылатый"
Индекс материала |
---|
Товарищ "Крылатый" |
Наши пионерские традиции. |
Все страницы |
Может быть, Вам будет небезинтересно узнать, что и сегодня, когда места летнего отдыха детей давно переименованы в базы отдыха и т.п., пионерские лагеря, тем не менее, продолжают существовать. Правда, чаще всего, они не имеют постоянных мест базирования, а поднимают свои флаги то в стенах сельской школы, то на берегу озера над палатками, но они есть! Московская городская пионерская организация, например, летом 2006 года организовала пять лагерей, один из которых (о нём мы и предполагаем рассказать) вот уже три десятилетия (юбилей отмечался в 2007 году) носит гордое и звучное имя «Крылатый».
«Крылатый» был создан как лагерь пионерского актива Кировской районной пионерской организации, он и по сей день сохранил многие черты ЛПА, а пионеры-кировцы продолжают составлять костяк его обитателей. Наверное, лагерь любой детской общественной организации явственно несёт на себе отпечаток её целей, идей и традиций, и наш «Крылатый» в этом смысле не является исключением.
Нести радость людям.
Может быть наиболее характерной чертой любого лагерного сбора «Крылатого», летом или в другое время года (мы проводим наши лагеря 3-4 раза за учебный год) является максимально возможное включение пионеров в жизнь окружающих их людей.
ЛПАПройдёт всего лишь час-другой с начала осеннего «Похода Дружбы» (так именуется по традиции осенний обор), как отряды выйдут на маршруты пионерской разведки. За пять дней сбора будут организованы и тимуровский рейд к ветеранам, и труддесанты у памятников советским воинам защитникам столицы, и митинг у братской могилы. Не забудем мы (а если и забудем, кто-то из ребят обязательно напомнит) оставить маленькие сюрпризы принимающей нас сельской школе.
Летом, конечно, сфера действия пионеров значительно шире: в неё войдут и окрестные малыши (для них готовится кукольный спектакль), и ветераны (к ним наши ребята будут наведываться регулярно и просто так, и для того, чтобы записать воспоминания о той страшной войне, для того, чтобы хоть чем-то помочь), и территория базы (вот уже 10 лет для нас это ДЮТ «Турист» Мосгорсютур) с её трудовыми объектами…
Интересно ли это ребятам? Ведь может показаться, что пионеры, так сказать по жизни обречены заниматься общественно-полезной деятельностью, хотят этого дети или не хотят. Смею сказать (и наши исследования это подтверждают), что если такая деятельность пронизывает всю ткань жизни лагеря, если она не надумана, а главное - организована на основах коллективизма и творчества, то она принимается ребятами и запоминается надолго, ведь творить добро - созвучно духу жизни любого нормального человека. И может ли не запомниться тимуровский десант, проведённый на рассвете или минута молчания у памятника павшим, имена которых для тебя стали не просто абстракцией, ведь ты многое узнал о них, много прочувствовал по-новому.
Иначе говоря, даже трудное и, на первый взгляд, не выигрышное дело может быть интересным, если оно организовано с толком и неформально, а значит - творчески.
Каждое дело творчески, а иначе зачем?!
Термин «Коллективное Творческое Дело» (КТД) давно стал обиходным. Но ведь подготовить и провести настоящее КТД - вещь чрезвычайно сложная, а тем более построить лагерный сбор на основах творчества и коллективизма.
Не хотелось бы повторять банальные вещи, но кое о чем сказать стоит. Думается, одной из бед лагерных сборов в массе своей и было, и, как показывает опыт, остаётся то, что их участники не являются причастными к созданию программы своей будущей деятельности. Она как бы спускается им сверху. В результате - весьма прохладное, мягко говоря, отношение к предлагаемым делам и иждивенческая (по сути дела) позиция подростков в лагере.
У нас же программа лагеря начинает создаваться задолго до его начала - планируется она коллективно, всеми его будущими участниками. В первый же день сбора коллективное планирование продолжится в ходе традиционной операции "РВС" (Разведай Вокруг Себя), а завершится на общем сборе.
Результат? Иное, более трепетное отношение пионеров к предстоящему им в лагере. Такой же подход мы стремимся выдерживать и в отношении всех важнейших дел сбора. Порой в «Крылатом» могут одновременно работать несколько советов дел и с полдюжины творческих групп, а отряды умудряются в "пике" готовиться к проведению сразу двух, а то и трёх КТД.
Трудно? Конечно, - нелегко, но зато какой это прекрасный творческий тренаж, тем более что по нашему убеждению любое дело при соблюдении, в сущности, не очень сложных правил может и должно стать коллективным и творческим, - и трудовой десант, и турнир эрудитов, и вечер сказок. Любое! И как же это здорово, когда нет пассивных зрителей, а каждый творит, созидает, раскрывая в себе порой неожиданно такие таланты, которые он и сам-то за собой не знал вовсе!
Трудно переоценить значение КТД различных видов и различного содержания (у нас в течение двенадцатидневной летней смены их порой проходит до трёх десятков) для формирования личности активной, заинтересованной личности человека-творца.
Учиться, чтобы знать и делиться знаниями.
Когда «Крылатый» был чистым лагерем пионерского актива, наличие в его программе учебных дел никого не удивляло. Сегодня, казалось бы, необходимость в этом отпала, но нам так не кажется.
По нашему убеждению, пионер должен очень многое знать, хотя бы для того, чтобы иметь возможность участвовать в пионерской многопрофильной деятельности.
Наши сегодняшние учебные программы включают в себя весьма широкий спектр вопросов. Основные же подходы к содержанию, формам и методам обучения мы бережно храним ещё со времён ЛПА «Крылатый» 70-х – 80-х годов прошлого века.
Если кратко, то эти подходы таковы: учить тому, что может реально пригодиться ребятам в их работе и максимально приближать содержание обучения к их предстоящей деятельности - это первое. Учить максимально в практической деятельности, моделирующей деятельность предстоящую - это второе. Учить в игре, творческом поиске, постоянном действии - это третье.
Стержнем нашей программы обучения как раньше, так и теперь является организаторская подготовка, причём в самом широком смысле этого слова, ведь организатор должен владеть не только технологией, главное, он должен уметь работать с людьми. Кстати, для пионерской организации это особенно актуально, ведь люди для неё - это, если можно так выразиться, главный объект внимания и заботы.
А если лагерный сбор построен на принципах максимального вовлечения его участников в жизнь окружающих их людей, то все эти знания и умения сразу же притворяются в жизнь, а кроме того, помогают укреплять коллектив и растить каждого пионера.
Существует у нас и целый набор "пионерских специальностей", освоение которых идёт на выбор ребят. И этот выбор достаточно широк: в летнем «Крылатом-2006» их было более 20, от игровой и песенной, до психологии отношений и этикета, от пионерской символики и барабана до туризма и медицины.
Впрочем, наш лагерь, как отмечают сами ребята, учит всем: каждым проведённым делом, каждым штрихом жизни, самой организацией этой жизни, построенной на коллективизме и творчестве, стремлении обеспечить рост каждого подростка. И не удивительно, что в течение смены практически все попробуют себя и в совете дела, и в роли дежурного командира, и в творческой группе, и в "мозговой атаке". При этом, исполнительские и организаторские функции будут чередоваться, опыт участия в ежедневных общих оборах - "огоньках" позволит раскрепостить мысли, снять напряжение, научить говорить и отстаивать свои идеи, уважать мнение товарища, подчиняться общему решению...
Да, ребята правы: лагерь действительно учит всему без исключения и особое место в этом занимают традиции лагеря, а их у нас немало!
Раздел ЛПА
Меню пользователя
Кто на сайте
- 2 гостей