Краткая справка
Озеро Шлино находится в самом центре Валдайской возвышенности в пятидесяти километрах к югу от трассы М10-Е105 Москва-Петербург, если считать от города Валдай и от Валдайского озера. На таком же расстоянии, но к северу, озеро Шлино находится от более знаменитых Селигерских озёр. Собственно, из Полоновского плеса Селигера вполне можно попасть в озеро Вельё, до которого от Полново всего около восьми километров, а из Вельё вытекает всемирно известная байдарочная Либья, которая впадает прямо в Шлино. Я не знаю, есть ли протока между Полоновским плесом и озером Полонец у Полново. Скорее всего, есть, по крайней мере, в высокую воду. Из Полонца пересыхающая протока идет в небольшое озеро Африга, потом почти километровое Городиловское озеро, из которого должна быть протока уже в Вельё. Возможны и менее прямые пути через озеро, которое не случайно называется Волочко, но всё это надо смотреть на месте: протоки быстро зарастают, а плотины сильно меняют ходовые возможности.
Озеро Шлино ледниковое, холмисто-аккумулятивного типа, поэтому имеет сложную форму, множество заливов и заводей, а также островов и озер-спутников, из которых озеро Мартюшино достаточно большое. Площадь самого озера Шлино около тридцати квадратных километров. Оно чуть вытянуто с севера на юг. Его верхняя треть от деревни Каменки и до устья ручья Трошковский относится к Валдайскому району Новгородской области, нижняя часть расположена в Фировском районе Тверской области. До Фирово от Шлино по местным грунтовкам около сорока километров, в объезд через Валдай и Вышний Волочок около ста пятидесяти.
Отметка уреза воды озера 199 метров. Наибольшие высоты на берегу (226 метров) в районе деревни Плав. Самый низкий берег у Комкино, именно отсюда вытекает знаменитая байдарочная река Шлина. В озеро впадают реки Либья, Кова, Рабежа , несколько крупных и множество мелких ручьев. Есть родники. Песчаных пляжей в этом году не было: высокая вода, дождливые весна и лето. Прибрежное дно озера почти везде - чистый, крупный песок, иногда с битой галькой. Вода исключительно чистая.
Дороги
По сравнению с прошлым годом трасса М10-Е105 стала немного получше. Четырехполосное движение организовано теперь практически до Колесных Горок. Зато в Вышнем Волочке ремонтируется сразу несколько мостов, там движение всего в одну полосу и в обе стороны накапливаются километровые очереди. Правда, объезд организован на удивление хорошо, впервые путь по объезду занимает меньше времени, чем прямой в одну полосу.
По сравнению с прошлым годом резко возросла активность ГАИ, особенно в Новгородской области. Появились засады, которые помимо обычного замера скорости отслеживают пересечение сплошных линий. В районе между Завидово и Спас-Заулком было сразу две засады: первая измеряла скорость, вторая вылавливала тех, кто мигал светом встречным машинам, предупреждая о засаде. При мне одну за одной поставили пять машин. Мне повезло: у меня как раз не работал дальний свет, а то машин было бы поставлено шесть. Такого я не встречал уже лет восемь-десять.
На Шлино можно попасть из Валдая, из Добывалово, из Едрово и из Выползово. Если вы едете из Москвы, лучше всего ехать через Добывалово. Дороги через Едрово и Выползово в их первой половине (20-25 километров) - это военные бетонки, состоящие из двух полос узких бетонных плит, по одной под каждым колесом. Когда-то они, может, и были неплохими, но теперь на танках по ним, наверное, ездить можно, на легковых машинах - не очень. Я в прошлом году проехал по обеим и не получил никакого удовольствия. Вряд ли они за год стали радикально лучше, скорее, наоборот.
В Добывалово вы сворачиваете налево, это там единственный поворот, прямо в деревне. Через километр примерно вы ныряете с поворотом под железную дорогу - будьте здесь осторожны: проезд узкий, водители с противоположной стороны, опьяненные полной свободой и пустой дорогой, вашу машину заметят в последний момент, а проблемы при поездке на Шлино ни к чему. Затем вы увидите справа технологические сооружения песчаного карьера и чуть далее асфальтового завода. Вам нужно будет обогнуть огромные силоса на хилых подпорках, прижимаясь к ним по дрянной дороге, на которой метров через сто - сто пятьдесят должен появиться такой же асфальт, который, впрочем, скоро станет нормальным, но километров через несколько исчезнет совсем, а дорога станет обычной грунтовкой районного значения.
Когда будете огибать силоса, увидите, что влево отходят мощные, хорошо накатанные грунтовые дороги: не соблазняйтесь - это дороги на карьеры, они все тупиковые.
Через пять-шесть километров придет Т-образный перекресток. Вам налево. Это единственное, пожалуй, место, где можно заблудиться. Дальше надо ехать только прямо по главной дороге. В хорошую погоду она очень живописная: села на горках, глубокие котловины, в которых таятся озера, ручьи, протоки и пышное, просто буйно цветущее разнотравье по сторонам. Собирайте душицу - дальше ее почти не будет.
Прямо перед деревней Речка дорога раздваивается: правая пойдет на Красилово - Семенову Гору и Плав, левая в Комкино, Яблоньку и Мартюшино. Плав и Мартюшино - последние деревни на берегу озера, достижимые на машине. После Плава дорога кончается вообще. Перед Мартюшино она уходит в сторону от озера, на Фирово, а бывший здесь раньше проезд на Луку закрыт шлагбаумом: в Луке идет гигантское строительство. По слухам там всю землю скупил под охотничьи угодья один наш бывший премьер-краснобай, который хотел, как лучше, а получилось, как всегда. Людей лишили доступа в самый красивый, чистый и высокий южный уголок озера между впадающими в него реками Кова и Рабежа.
Бензин
Последнюю заправку на вашем пути вы проехали в районе поворота на Бологое, это километрах в тридцати пяти перед поворотом в Добывалово. Возвращайтесь, если пропустили - бензина в районе озера не будет. Если вы уже на грунте - возвращайтесь в Валдай, это гораздо ближе.
Связь
Мобильная связь на Шлино работает. В районе Луки поставили вышку МТС, так, что проблем со связью нет. Остальные опираторы ведут себя следующим образом; Би-Лайн у меня пропал еще на трассе в районе Куженкино, возле того самого поворота на Бологое, где для вас заканчивается и бензин. Правда, в деревнях, по крайней мере, в Плаве и Красилово, есть городские телефоны и некоторые сердобольные хозяева могут позволить вам позвонить. Не забудьте расплатиться: пятьдесят рублей для местных жителей очень большие деньги - работы здесь нет никакой, зимой питаются картошкой и рыбой, летом - грибами и ягодами.
Цивилизация
Магазины есть в Красилово и Яблоньке, выбор продуктов обычный. Хлеб, водку, макароны, консервы можно из Москвы не везти. Коров кое-кто держит, можно договариваться о молоке, твороге и сметане. Если трудно в прибрежных деревнях - можно договориться по дороге, в Ванютино, Харитонихе, в Старово.
В Красилово, прямо перед въездом в деревню, есть охотничье-рыболовная база, заказ мест по телефону в Москве 244-04-25. Расположена она неудачно: не имеет прямого выхода к воде, зато дает напрокат лодки и возможность спать в дождь в сухой постели, что является высшим достижением цивилизации. Это начинаешь осознавать примерно на пятый день пребывания в болоте под почти непрерывными и проливными дождями. Но я внутри самой базы не был, поэтому что-то рекомендовать не могу.
В Комкино на берегу озера раньше был большой пионерский лагерь. Работает ли он сейчас - не знаю, хотя до сих пор с большим уважением отношусь к девушкам-пионервожатым.
Стоянки на озере с подъездом на машине
Озеро и раньше не изобиловало приемлемыми стоянками, а сейчас вдоль дороги они просто исчезают. Прошел всего год, а на самых хороших местах уже зияют ямы котлованов под фундаменты, или торчат фундаменты уже залитые - народ спешит застолбить бесценную территорию. Есть большой автомобильный лагерь в районе Яблонька, там постоянно стоит десятка два машин и столько же палаток на пространстве тридцать метров на пятьдесят - грязное в дождь месиво территории, обрывистый берег, скученность, толкотня. Дров нет. Выхода в лес нет. Ну, не люблю я колхозы, с детства не люблю. Вокруг стоянки - деревня Яблонька, тут же коттеджи новых русских. Не надо никуда и ездить, ставьте палатку на вещевом рынке в Измайлово - там и храм есть, и озеро.
Вторая массовая стоянка находится чуть южнее на мысу между озером Мартюшиным и самим Шлино. Надо доехать до церкви в Мартюшино , круто повернуть направо и объехать вокруг нее по глине, поднимаясь одновременно наверх, а затем, при выезде из деревни - налево вниз между кромкой берега и подошвой длинного и крутого склона к лесочку на горизонте. Именно здесь я вечером в дождь посадил машину на днище и четыре часа вытаскивал ее при помощи домкрата, деревянных плах, украденных у чьей-то баньки в деревне, и выдержки, выработанной за многие годы странствий, не позволявшей мне материться вслух.
В прошлом году было еще красивое место для стоянки у Каменки, сразу после развилки дороги. Сейчас там пока можно остановиться - но рядом с фундаментами уже начатых строек. В будущем году, скорее всего, это место для народа будет потеряно навсегда. А сейчас народ от безысходности становится по обе стороны от моста через Шлину: хоть до озера отсюда метров триста по прямой, а купаться народ ходит и ездит в ту же Яблоньку, зато рядом река и чистый сосновый лес.
Между деревней Речка и Красилово есть три или четыре съезда к берегу. Места здесь низкие, сырые, за дровами надо ходить в коренной лес, а это достаточно далеко. Следующее место для стоянки после Красилово - район моста через реку Либья, здесь всегда много рыбаков, но палаток в этот раз не было. Причины три: отсутствие дров, абсолютно открытое место - ни кустика, ни деревца, а еще - сплошные заросли тростника, сквозь которые прорывается русло реки. Чуть дальше, перед деревней Семенова Гора, есть съезд налево к озеру и далее вниз к реке. Я провел здесь на высоком холме метрах в пятидесяти от берега дождливую ночь после того, как вырвал машину из трясины на берегу озера у Мартюшино.
Автомобильных стоянок на Шлино, как видите, не очень много, поэтому большинство приезжающих поступает так, как я поступил уже на следующий день: оставляет машину в деревне и пересаживаются на какое-нибудь плавсредство, чаще всего, красивую, похожую на десантно-высадочное средство боевых пловцов резиновую лодку с небольшим мотором. По вечерам, а особенно ранним утром, когда вы еще спите, вам часто снится, что растяжки вашей палатки режут бензопилой: то с одной стороны, то с другой идет высокий, пронзительный и назойливый визг лодочных моторов. Это вам не перепела, кричащие в овсах в пойме рязанской речушки Пёт! Это - озеро Шлино.
Стоянки западного берега озера.
Если южный берег озера Шлино недоступен для машин из-за сановного охотника на медведей, то западный его берег недоступен из-за отсутствия дорог. Я оставил машину в деревне Плав у очень хорошего человека, Антонины Ивановны Бойцовой, собрал байдарку и уплыл на свою первую нормальную в этом походе стоянку в южной части озера Старожил , которое, по сути, залив озера Шлино. Вообще, Шлино похоже на ребенка в утробе матери: восточный берег - это его круглая спинка, озеро Старожил - склоненная вниз головка, ножки там, где реки Рабежа и Кова, а пуповина - это река Либья.
Забыл сказать, что Плав - это та самая деревня, чьи жители спасли Алексея Маресьева, самолет которого был сбит недалеко отсюда. Правда, никого, кто помнит эту историю не по рассказам уже, вроде, не осталось.
В южной части озера Старожил находятся лучшие на всем озере Шлино места для стоянок. Там есть, по крайней мере, четыре достаточно просторных и чистых поляны с прямым выходом к воде. Одна из них видна с озера: на ней есть стол с навесом, коптильня и другие рыбацкие сооружения. Лес, непосредственно примыкающий к берегу, темный, мокрый и глухой. Метрах в ста в глубине почти параллельно берегу течет красивый ручей, чуть глубже в лесу еще один, уже большой, Трошковский, вытекающий из многокилометрового клюквенного болота Лютецкого, до которого отсюда километра четыре. Хотя эти стоянки и лучшие на озере, но на мой вкус они слишком темные: солнце, если оно и есть, приходит на них только часа в три-четыре дня, а просыпаться вам приходится в тени и возможность высушить спальник и вещи, набравшие влагу, можно только к вечеру, что не есть слишком хорошо.
К коренному лесу с этих стоянок лучше всего выходить, двигаясь вдоль берега озера на запад до еще заметной тропы, которая через пару километров выведет вас в высокоствольный сосняк-зеленомошник. Сейчас там растут лисички и немного подосиновиков. По окраинам болот можно найти голубику. Черника здесь растет везде, даже прямо на стоянке, но в этом году она пока водянистая и кисловатая, хотя и обильная.
Еще две стоянки находятся на восточном берегу озера Старожил прямо напротив деревни Плав. Но они тесны, неудобны, там мало дров и вовсе нет выхода к коренному лесу. Остров между деревней Плав и южным берегом для обитания непригоден: низкий, мокрый, заросший тростником. Там живет колония чаек.
При выходе из озера Старожил в само Шлино можно сократить часть пути, пройдя протоками через живописные внутренние озера, заросшие водяными лилиями и кувшинками. Здесь колония черных крачек. От полуострова Баранья Гора до реки Рабежа есть всего пять-шесть мест, пригодных для стоянок. Все они были пустыми: и местные, и приезжие возвращаются на ночь домой. Самые приемлемые из них три: прямо у залива, образуемого ручьем Трошковский, на его южном берегу; южнее ее метров в двухстах и на мысу Пронин Рог.
Первая стоянка почти не видна с воды: к ней ведет лаз, расположенный слева от стоянки и тропинка, уходящая круто вверх на вершину довольно высокого холма. Там есть место для двух-трех палаток и для костра. За водой придется ходить вниз.
Вторая стоянка большая , обустроенная, с двумя столами, но тоже закрытая. Солнце попадает на нее в полдень сквозь просветы в кронах высоких здесь сосен и после шести вечера. Я жил на этой стоянке. С первой и второй стоянки есть выход в красивый зеленомошный и бруснично-черничный бор, до которого всего около десяти минут хода. Здесь очень сложный и красивый рельеф: высокие сухие гряды перемежаются обширными болотами. Чуть позже здесь будут расти белые грибы, подосиновики и подберезовики, возможно, рыжики и грузди.
Третья стоянка - единственная открытая, насквозь просвечиваемая солнцем. Она знаменита тем, что здесь на ограниченном пространстве возведено аж пятнадцать муравейников. Я дважды спасался здесь от проливного дождя и пережидал грозу и один раз обедал во время моих странствий по озеру. Отсюда открывается незабываемый вид на стоянку бедных автомобилистов у Яблоньки и пять корпусов комплекса бывшего вождя демократической России.
После этой стоянки и до самой Рабежи пригодных мест нет. Берега неуютные, сырые и заросшие. Можно лишь войти в Рабежу, пройти залив, заросший лилиями, и подняться по ней чуть повыше. Там, правда, тоже темновато и гораздо хуже с купанием, которое на озерных стоянках просто великолепное: дно чистое, твердое, песок отборный, вода прозрачная.
Местное население
Озеро густо населено его постоянными и временными обитателями. Главные жители озера - щуки, окуни, лещи, сазаны. Говорят, есть даже ряпушка. Собственно, рыбалка - это главное, из-за чего можно пережить отсутствие подъездов, неудобные стоянки и местных комаров, поколения которых откармливались на бледных и тонкокожих приезжих москвичах и питерцах. Рыбу здесь ловят все, кажется, даже грудные дети. Ловят на "резинку", на блесну забросом и на "дорожку", ловят кружками и жерлицами, но в основном все-таки старым, испытанным дедовским способом - сетями. Поплавочные и прочие удочки - это прикрытие, дымовая завеса. Главное орудие труда - квадратный крючок длиной в десятки и сотни метров. Жадность бывшего советского человека - строителя коммунизма, а ныне активиста общества развитого сникерса, дорвавшегося до халявы, пределов не имеет. Поэтому вполне понятно, кто выиграет эту войну на истребление, длящуюся дни и ночи напролет с апреля по октябрь.
На южном берегу озера Старожил живет почти ручной лисенок - он выходит к рыбакам, когда они разделывают улов. Сюда же, по рассказам, иногда заходят два медведя, еще недоистребленные Виктором Степановичем. В тростниках прячутся утиные выводки - кряква, чирки, хохлатая чернеть. На озере живет несколько пар чомг со своими уже подросшими полосатыми чомгятами. Обычны цапля, скопа и черный коршун. Про чаек и крачек я уже говорил.
Главной неожиданностью, с которой я столкнулся на озере Шлино, были два выводка больших крохалей. Я никогда раньше не встречал крохалей в наших местах, даже не знал, что он здесь гнездится. Ну, тундра - понятно: там из шкурок крохаля шьют одежду. Ну, горные реки - тоже понятно: скалы, где он гнездится, рыба, которой он питается, и которая всегда есть в чистой воде. Кстати, чаще всего крохаль устраивает гнезда в дуплах деревьев и его птенцы, а их бывает много, десять и больше, еще не умея летать, просто прыгают сверху, парашютируя растопыренными руками (крылья-то еще не выросли!) и ногами.
Раскопки
В районе озера Шлино открыто около 60 стоянок эпохи неолита. Последние годы велись интенсивные раскопки могильников культуры длинных курганов, которую связывают с первыми славянами, возможно, кривичами, пришедшими сюда, судя по археологии, еще в V-м веке нашей эры, то есть, во времена Великого переселения народов. Сама культура длинных курганов открыта в 1972 году выдающимся нашим археологом Дмитрием Александровичем Крайновым. Сейчас раскопки не ведутся из-за элементарного отсутствия денег: не до истории тут, пока собственность еще окончательно не поделена, а закрома бывшей Родины не до конца разворованы.
Безопасность
Никаких заметных проблем: тихий, спокойный тупиковый уголок. Хотя по рассказам местных пару лет назад на Рабеже был найден пустой лагерь: лодка, палатка, вещи. Люди исчезли. НЛО?
Чуксин Николай
Шлино
Меню пользователя
Кто на сайте
- 2 гостей