Штрихи к портрету пионера 90-х

IMG_1578.JPGУважаемые товарищи и коллеги! Убеждён, что каждый из нас, и тот, кто много лет отдал пионерской организации, и тот, кто лишь недавно "присоединился к движению", остро переживает сегодняшний наитруднейший период её жизни.

Горько то и дело отвечать на недоуменные вопросы: "А что, пионеры ещё есть?" "А что, вас не запретили?" "А разве вы не самораспустились ещё в 91-м?"

Нет, уважаемые, мы есть, нас не запретили, и уж точно мы не распустились сами! Хотя очевидно, что переживает Пионерия сегодня, может быть, самый тяжёлый период своей более чем 70-летней истории.

Кризис, в который медленно, но верно вползало наше общество, и который резко обострился к концу 80-х, не мог не затронуть организацию, ведь она была частью общественно-политической системы страны. Это по крупному счёту.

А, кроме того, Всесоюзная пионерская организация являлась наиболее хрупким и беззащитным общественным институтом. Не требовалось особых усилий, чтобы её начало лихорадить. Достаточно вспомнить посмертную травлю Павлика Морозова...

Сомнительно, что те взрослые, которые занимались этим неблаговидным делом, равно и те, кто нарочито и грубо вставляли и вставляют время от времени сейчас/пионеров с вечным салютом и барабаном в фильмы вовсе не детской тематики и на страницы журналов, посвященных сугубо взрослых проблемам /да только ли это!/, не понимают, что наносят они удар в конечном итоге по детям.

Парировать же эти и другие удары у организации сил не хватило. Хотя и пытались.

А если к этому прибавить, что для перечисления того чего не хватало для нормального функционирования многомиллионной, по существу государственной детской организации потребовалось бы много места на этих страницах, не трудно понять: беда была неминуема. И в пору было бить тревогу, что называется, на каждом углу.

Нельзя сказать, что пионерские работники не прилагали усилий для того, чтобы изменить положение дел. Более того, думается, Пионерская организация была одной из немногих общественных систем Советского общества, которая открыто и ясно заявляла о необходимости изменить себя саму. И не только заявляла, но и делала.

Но, увы, слишком многое зависело не от неё. А крик о помощи услышан не был /помнится, "Комсомолка" не опубликовала даже открытое письмо пионерских работников, принятое на Всесоюзной конференции/.Видимо взрослым было не до детей, как бывает частенько. Однако не честно сваливать всё на "внешние" причины.

Были у организации и свои внутренние проблемы и сложности. Море проблем! Но решить их силами энтузиастов, без поддержки, под градом ударов в условиях нарастающего общественного кризиса не удалось.

Были и ошибки. Не хочется копаться в них сейчас, но кое о чём сказать надо.

Автор этих строк, будучи делегатом Всесоюзной Конференции пионерских работников, а затем последних Всесоюзных Слётов, отлично помнит те жаркие дискуссии, которые шли на этих форумах. Ему самому, и не только ему, приходилось отстаивать идеи Пионерского единства. Мы с Мариной Поддубной на последней и решительной согласительной комиссии, в результате которой появился CПO/ФДО/ СССР, представляли те 40% делегации пионерских работников РСФСР, которые на Х Слёте предлагали сначала объединиться всем пионерским организациям, а затем, здесь же, на Слёте найти форму объединения с теми, кто по тем или иным причинам отказались от Пионерства/мы предлагали Комитет детских демократических организаций СССР/, не прошло. Жаль!

Да, создание СПО/ФДО/СССР позволило сохранить единство детского движения Союза, но лишило пионерскую организацию единого центра, дозволило начаться процессу растворения "пионерского" в "детском". А ведь "пионерское" подразумевает вполне конкретную сущность, а "детское" - множество возможных. Да, жаль!

А потом грянул август 91-ого, и начали срывать галстуки с 10-летних ребятишек, выгонять, сокращать,/не запрещая организацию/. Потом опомнились... Но...!

Нет, Пионерия, повторяю, не погибла. Сегодня практически во всех регионах России и большинстве Республик, ранее входивших в Союз ССР, существуют пионерские организации. Пионеров сегодня /по данным проведенных в 93-94 г. исследований /суммарно наибольшее число из всех ребят, считающих себя членом детского общественного объединения и др. организаций. Но отсутствие настоящего действующего пионерского центра и сейчас, когда отношение к пионерам начало мягчать и существует немало организации, твёрдо стоящих на ногах, а сообщения о воссоздании пионерских коллективов приходят ото всюду и постоянно, может привести к серьёзным последствиям.

Уже появились "оттенки", уже не во всём /и самое главное в представлениях о том о почему они пионеры и кто такой пионер вообще/в ряде случаев похожи друг на друга ребята из пионерских коллективов соседних организаций... .

Поймите меня правильно, ни о какой унификации, ни о каком возврате к единообразию речь не идёт. Не потерять бы главного, сохранить бы то ценное, что делало честь Пионерии; обновить то, что необходимо обновить для того, чтобы Пионерия двигалась вперёд. А главное довести всё это до сознания каждого члена организация, где бы он ни жил.

Именно этим вопросам посвящается предлагаемая Вашему вниманию работа. В ней собраны не только мысли автора, но и многих из Вас. А самое главное - ребячьи размышления о пионерии и пионерах 90-х.

Быть может, кто-то прочитав, скажет, что ничего нового он не узнал. Что ж... А кто-то не согласится в корне. Тоже возможный вариант. Но автор и не претендует на истину в последней инстанции.

Эта работа скорее приглашение к совместному поиску.

Очень хочется, чтобы мы вместе и как можно быстрее определились в главном: что такое Пионерство, кто он такой, пионер 90-х и какая это такая сегодня организация - Пионерская ?!

Без этого движения вперёд не будет, а может быть либо шараханье из стороны в сторону, либо тихое загнивание, бесперспективный спор на тему: "кто из нас более пионер?" .

Пусть же минует нас чаша сия!

С уважением,

Д. Лебедев. Координатор Пионерского Содружества и Московского горсовета пионер-ской организации, старший инструктор Центральной свободной дружины Кировской районной пионерской организации имени В.И.Ленина "Республика юных коммунаров", руководитель Кировского РПШ "Комиссары".




1.

О ЗЛАКАХ И ПЛЕВЕЛАХ

ПОИСК НАЧАЛСЯ.

Мы опоздали ровно на год. Впрочем, не все. Кое-где сразу после Х- го Всесоюзного Слета, а то и раньше, и ребята, и взрослые стали задаваться вопросами: кто же такой пионер сегодня, в 90-ые годы? Может ли он быть точно таким же, как, скажем, в 20-ые? 0т чего следует отказаться в пионерской организации для того, чтобы она выстояла, а что обязательно надо сохранить?

Однако это происходило лишь в некоторых организациях. Многие надеялись, что ответы на все вопросы появятся, как бы, сами собой. Увы...

И вот, собравшись на Сбор-старт федерации детских организаций "Юная Россия" / впрочем, тогда эта организация носила несколько иное название Федерация пионерских, детских и подростковых организаций РСФСР/ в сентябре 1991 года и делегаты сбора - пионеры и руководители пионерских организаций республики практически одновременно пришли к выводу: если сейчас не начать процесс осмысления нового облика Пионерии, то будет поздно.

Собственно, кое-кто из взрослых так откровенно и говорил, что мол "поезд уже ушел". Но пионеры на дискуссионном центре "Открытая проблема" рассудили иначе. Они первыми начали разговор о том кто же такие пионеры сегодня и как им жить, а продолжили его взрослые.

Здесь впервые было произнесено название "Пионерское Содружество" и проговорены многие идеи, ставшие впоследствии основой Пионерской Декларации.

Мы понимали, менять надо многое: слишком сильно изменились не за­висящие от организации "внешние" обстоятельства /теперь организация не являлась частью общественно-политической системы общества, не бы­ла она уже и по существу государственной; на ней в широком общественном сознании висел "груз прошлого”, до значительной части людей не дошло, что Пионерия уже год назад в новых документах, принятых Х-м слетом, провозгласила себя общественной, а не общественно-политической, самостоятельной, а не припартийной, тем самым в корне поменяв свои основные характеристики * /, а, кроме того, было немало проблем, которые надо было решать внутри самой организации.

У многих в памяти были свежи слова, сказанные на Х-м слете А.К. Брудновым о том, что, если мы хотим сохранить пионерскую организацию, необходимо выработать новую философию Пионерства.

Конечно, на новую философию мы замахиваться тогда не собирались, а вот попытаться осовременить Пионерство, отказавшись от всего того, что тормозило и тормозит его развитие, сохранив всё работающее, помогающее в развитии личности подростка, при этом придав организации современные, привлекательные черты и не потеряв то, что является по-настоящему пионерским, искренне хотели.

Наша работа привела к созданию и принятию через год, 19 июня 1992 года двух документов: Пионерской Декларации и Договора о Пионерском Содружестве *, к которым присоединились на сегодняшний день около 40 российских областных, краевых, республиканских пионерских, а также "смешанных" детских организаций, в которые наряду с пионерскими входят и другие детские коллективы. подчеркнем, эти документы и сегодня откры­ты для подписания.

Наш поиск сущности современного Пионерства, несомненно, будет продолжен, а пока - некоторые его результаты.


--------------------------

*. см. "Решения Х-го Всесоюзного пионерского Слета". "Артек". 1990 стр.2



ОТ КАКОГО НАСЛЕДСТВА МЫ ОТКАЗЫВАЕМСЯ.

Действительно, так от какого же наследства мы все-таки отказываемся? Это был первый из поднятых вопросов.

Прежде всего, обновляющаяся Пионерия отказывается от любой формы монополии в детском движении. Она и невозможна сегодня, и, как нам кажется, вредна.

Сомнительно, что сейчас можно сформулировать приемлемую для всех слоев общества доктрину как основу для существования в общегосударственном масштабе новой всеобщей детской организации. А, если это так, то иного метода, кроме насильственного насаждения этой новой органи­зации нам не видится. Ясное дело, ни к чему хорошему всё это не приведет.

К слову, попытка обоснования концепции российской национально-государственной детской организации имеется. ** Мы не собираемся здесь по­лемизировать с ее автором, но не высказать своего скептического отно­шения к ней самой не можем.

Впрочем, справедливости ради, необходимо сказать, что основания для самих таких попыток есть: многие учителя/ не только они/,опомнившись, начали понимать, что с ликвидацией ВПО в ее древнем статусе потерян инструментарий, для воздействия на личность подростка, который в умелых руках/подчеркнем/и при светлой голове/подчеркнем и это!/педаго­га срабатывал неплохо. Впрочем, здесь уж наверняка "поезд ушел"...

Пионерская организация/называем ее для простоты в единственной, в не во множественном числе, что было бы правильнее/видится нам в строю детских организаций и объединений разных видов и типов, которых сегодня немало ***, готовой с ними сотрудничать там, где наши интересы совпадают и не противопоставляющей себя им.

Пионерская организация не должна быть излишне политизированной. На этом позвольте остановиться особо.

Нам кажется, что обвинения пионерской организация в сверх политизированности в прошлом, мягко говоря, не точны.

Да, пионеры имели девизы, связывающие их с делом Партии, еще раньше с делом Ленина-Сталина и т.п. Да, пионерские коллективы принимали участие в части тогдашних политических компаний, что объяснялось впол­не конкретным местом, которое занимала сама организация в общественно-политической системе нашего тогдашнего общества. Но было ли всё это даже в те годы главным в детской организации?

На наш взгляд нет. Нам кажется, что степень политизированности ор­ганизации следует определять, исходя не из текстов документов, которые дети редко читали и уж тем более не, по словам речевок и приветствий, а по удельному весу политической деятельности, в общем, объему деятель­ности конкретных коллективов подростков.

Если же отбросить эти самые тексты и слова, то напрямую политической деятельностью пионеры занимались крайне редко, во всяком случае, в последние десятилетия существования ВПО имени В.И. Ленина. Если, разумеется, не считать миротворческие акции и дела помощи людям, попав­шим в беду. /Такие дела представляются нам допустимыми, если в них нет начетничества, они не пронизаны формализмом и принимаются подростка­ми/.

Да и мыслимо ли представить себе вообще деполитизированную общественную организацию, даже детскую. Определенный объём политической деятельности всё равно остается и может присутствовать. Надо лишь соблюдать меру политизации /термин Г.М. Иващенко/.

---------------------------

*.см. Приложения

**.см. М.В.Богуславскнй "Национально-государственная детская организация России" в сб. "Рост" вып. №4 М.,1992

***.см. "Детское движение: вопросы и ответы". Кострома, 1994

Эта мера, по нашему мнению, будет определяться конкретными возрастными, психологическими и иными особенностями подростков, целями и задачами конкретных детских объединений, а, кроме того /и это особенно важно сегодня!/ конкретной политической обстановкой в стране, в том числе в отдельных ее регионах.

Добавим, что политическая деятельность в детской общественной ор­ганизации чаще всего является прерогативой ее взрослых руководителей, а в организации со взрослым членством /а именно к этому типу относит­ся значительное число современных пионерских организаций/ - ее взрослых членов.

Другое дело, припартийный характер организации. Когда нас сегодня спрашивают, является ли пионерская организация по прежнему младшей ветвью коммунистического движения или..., мы отвечаем "Или". И это безотносительно личных взглядов взрослых членов организации.

Конечно, не исключено, что в каких-то аспектах концепции Пионерст­ва можно найти созвучие с политическими установками и идеологическими воззрениями политических сил, действующих сегодня в нашем обществе, но это, повторим, лишь созвучия, а не результат припартийности.

Во всяком случае, ни одна из известных нам пионерских организаций не ориентирует себя на подготовку юной смены для какой-либо политической силы страны и уж, тем более, не собирается вести ребят в политическую схватку взрослых.

Пионерская организация не должна возвращаться и к единообразию во всём: от структур до программ деятельности и от функций органов самоуправления до формальных названий.

Не мешает ведь реализации пионерских целей тот факт, что сущест­вует и Орловская областная пионерская организация "Орлята" и Республика Оренбургских пионеров, что в одних коллективах орган самоуправления именуется совет дружины, а в других - совет командиров...

Мы полагаем, что можно сохранить единство в главном, в идее, основных целях, принципах и подходах в жизнедеятельности организации при известной множественности /причем достаточно широкой и учитывающей как местные условия и традиции, так и уровень возможности конкретной организации и задачи, решаемые ею на современном этапе/ форм и методов их реализации на практике.

Важно, чтобы эта множественность не заслоняла общее, главное, не мешала, а, напротив, помогала подросткам в разных ситуациях и при различ­ных обстоятельствах действовать по-пионерски, расти в организации, реализуя свои интересы и потребности.

Кстати, опыт показывает, что пионеры и их старшие товарищи сегодня не торопятся отказываться от пионерских традиций, хотя, чем дальше, тем больше процесс идет в сторону их творческого развития и применения.

Бедой пионерской организации прошлых лет был формализм в деятельности, засилье в ней скучных, сидячих и словесных форм, что не могло не отражаться на отношении подростков к организации.

Мы не склонны отказываться от всего ценного, и Вы в этом скоро убедитесь.

Немало ценного сделали для организации и "пионерские ученые". Мы не станем пытаться перечислять всех, кто внес новое в копилку "пионерской науки" лишь по одной причине: не хотелось бы кого-нибудь забыть и не упомянуть здесь. Но, поверьте, ценных идей и наработок немало.

Другое дело, их внедрение в массовую практику. Вот здесь вечно были пробуксовки. Что ж, попробуем избавиться и от этой беды. Уверен -удастся. Уверен, будет у пионерии и свой научный центр, а пока постараемся не упустить ничего ценного из того, что уже было наработано и из того, что будет еще выходить из под пера ученых.

--------------------

*. см. "Положение о Всесоюзной пионерской организации имени В.И.Ленина" "Воспитание школьников". №5,1986 г., “Программа Всесоюзного Марша юных ленинцев", "Вожатый" №9 1982, Проект "Перестройка"/письмо из Артека "Пионерская Правда" от 2.10. 1988, Проект обновления ВПО имени В.И.Ленина" М.,1989 и другие документы



НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ "СТАРОГО".

При этом было бы грешно отказываться от всего, что было в организации за прошедшие 70 с лишним лет и открещиваться, как бы это ни было модным, от ее истории. Ведь в ней немало позитивного, как, впрочем, и поучительного.

Не имея возможности в этой работе углубляться в исторические проблемы пионерского движения, ограничимся следующим: не исключено, что какие-то страницы истории Пионерии требуют переосмысления, не исклю­чено, что исторические работы, посвященные пионерской проблематике, порой грешили односторонним подходом, так что, историку детского движения есть, что называется, где разгуляться. /Приятно отметить, что начало но­вого этапа исторического исследования детского движения, положено/.* Однако хочется предостеречь будущих исследователей от попыток шараханья в другую крайность, попыток представить историю Пионерии лишь в черном свете. К сожалению, в газетной и журнальной периодике нет-нет, да и проскакивают именно такие нотки, когда дело касается пионеров и их организации.

Как нам кажется, особого внимания заслуживают начальный и самый последний этап существования союзной пионерии **. Серьезные исследования этих узловых периодов жизни организации позволят лучше осмыслить ее исторический опыт и подсказать сегодняшним пионерам пути в грядущее.

Не следует, по нашему мнению, отказываться и от традиционно принятых в пионерской организации символов и атрибутов.

Не хочется здесь вступать в полемику с теми, кто заявляет, что барабан устарел, а горн - это пережиток «проклятого прошлого».

Могут ли устареть музыкальные инструменты?! Другое дело, в прежней пионерской организации эти инструменты сплошь и рядом использовались не так, как надо. Да что говорить, немного было хороших горнистов и умелых барабанщиков. А, кроме того, раз в организации неблагополучно, то и атрибутика срабатывала слабо. В этом-то и дело.

То же с символикой. Думается, нет никакого особого открытия в том, что отношение к символам организации является лакмусовой бумажкой от­ношения подростка к самой организации. И проблема “галстука в кармане" /помните, была даже такая рубрика некоторое время в одном из пионерских изданий в начале 80-х?/, и постепенное снижение возрастного порога бережного отношение к тому же галстуку сигнализировали; дело плохо!

Но всё это не повод для того, чтобы вообще отказываться от пионерской символики. Другое дело, требуется, как бы это сказать, новое прочтение сути пионерских символов, что ли?!

Большинство пионерских организаций продолжают использовать в своей практике красный пионерский галстук /в ряде случаев с некоторыми вариациями/. И это не удивительно.

Во-первых, у пионеров в нашей стране никогда других галстуков и не было. А традиция - вещь серьезная и важная. Во-вторых, что же, при каждом изменении цветов государственного Флага, менять и галстуки? Но кто поручится, что недавно произошедшее изменение госфлага последнее?! В третьих, одинаковые по цвету, галстуки являются, прежде всего, симво­лом принадлежности к одной и той же организации / или к организациям одного типа \. А это чисто психологически для подростка очень важно. Так легче определить "своих”. Других же ярких и броских опознавательных знаков, таких, например, как форма со всеми ее атрибутами у польских Харцеров, у нас нет и вряд ли скоро появится.

-----------------------------------------

*.Кудинов В.А. "Общественные движения и организации детей и молодежи в России в XX веке". Диссертация на соискание ученой степени доктора исторических наук. Санкт-Петербург, 1994

**Защищенные недавно диссертации И.В.Цветковой/"Проблемы детского движения в педагогическом наследии М.В.Крупениной".,1992/и И.В. Руденко/"Становление педагогики детского движения в 10-20 г. ХХ века” М,1993/делают хороший зачин в этом вопросе.


Так что, сохранение еди­ных по цвету галстуков у пионеров вполне объяснимо и обоснованно.

Но тогда как объяснить символику галстука ребятам? Где найти новый смысл? Ясно ведь, что по-старому объяснять символику галстука не стоит.

Любопытно, что сами пионеры достаточно легко сумели найти новое символическое значение и ответить на эти вопросы. На нескольких лагер­ных сборах Московской городской пионерской организации, на сборах "Крылатого"/лагерь Кировской районной пионерской организации/в 1991-93 годах, а затем и на Пионерском клубе 3-го сбора представителей организаций Федерации детских организаций "Юная Россия" летом 1993 года мы задавали ребятам одни и те же вопросы: почему наш галстук красный?, Что означают три его конца? И вот что в честности мы получили в ответ:

-"Алый /красный/ цвет пионерского галстука - это цвет гриновских Алых парусов - символа мечты "

-"Алый /красный/ цвет - это цвет восходящего солнца, освещающего дорогу пионеру-путнику и первопроходцу"

-"Красный цвет галстука - это отблеск пионерского костра"

-"Как известно, в геральдике красный цвет символизирует мужество, великодушие; красоту и любовь и добро, так что..."

-"Не надо бояться красного цвета, ведь красная девица - красивая девица, а вовсе не кровавая, как и красная площадь".

-"Три конца галстука обозначают три поколения пионеров: наших малышей-искорок, собственно пионеров и наших старших-вожатых и инструкторов".

Вот вам и ответы!

Любопытно, что близким и привлекательным оказался для ребят образ гриновских Алых парусов - символа мечты. На сборе в "Орленке" в 1992 году члены пионерского клуба сочиняли даже легенду о возникновении пионерских галстуков как раз из частиц этих парусов.*

И еще одно наблюдение: сейчас пионеры нередко вынуждены своими руками изготовлять свою символику. Частично, может быть это и неплохо, ведь отношение к таким, самодельным символам значительно более трепетное

Проблема пионерских традиций - проблема особая. Мы уже отмечали, что многое из того, что было принято в пионерской организации прошлых лет, требует переосмысления. Однако есть в пионерской организации и то непреходящее, от чего отказываться не стоит.

Нет сомнения, что пионерские традиции, овеянные романтикой, пронизанные идеями заботы об окружающих, построенные на игровой основе, спаянные дружбой, будут в обновляющейся Пионерии.

А это и костер, и тимуровская разведка, и ночной десант, и "Зарница", и встреча рассвета, и орлятский круг и многое, многое другое.

В опыте пионерских организаций есть немало форм и методов рабо­ты, безусловно, ценных. Это всё то, что мы берем с собой. А, если это требуется, постараемся вдохнуть в них новое, современное содержание, добиться нового современного звучания, не выхолостив суть.

К числу таких традиций относится и само слово - символ "ПИОНЕР " и слова, производные от него. Мы еще остановимся на том, как пионеры се­годняшнего дня ищут новое звучание этого слова, сейчас же подчеркнем лишь: каким бы привлекательным не казался отказ от этого слова-симво­ла ради спокойствия организация и достижения согласия с власть имущими/увы, было и так кое-где/, поступать так, по нашему мнению, не следует.

------------------------

*. Эта и другие пионерские легенды были опубликованы в газете 8-го сбора ФДО "Юная Россия" "Ничего себе" № 3, июнь 1993 г


И дело здесь не в том, что предаются какие-то очень дорогие нам понятия, а в том, что образ пионера, основные характеристики пионерской организации /как мы постарается показать ниже/, Пионерство, как нечто, уходящее корнями в одну из систем взглядов на Мир, имеют под собой серьезные основания. И заменить всё это даже просто какими-то иными словами и не потерять при этом нечто ценное и сущностное, невозможно.

Вот от этого-то, от сути и смысла настоящего Пионерства, мы и не хотели бы, прежде всего, отказываться, а считали бы необходимым сохра­нить и развить.


2

«ТРИ КИТА» СОВРЕМЕННОГО ПИОНЕРСТВА

НЕСТИ РАДОСТЬ ЛЮДЯМ.

Стержневую сущностную идею Пионерства определила еще Н.К.Крупская, которая связывала Пионерство с посильным для ребенка участием в общем труде по улучшению окружающей жизни. *

Мы уверены, что эта идея ни в коей мере не устарела, а, скорее напротив, приобрела новую актуальность.

Правда сегодня не так понятно, как это казалось нам еще вчера, что это значит: улучшать окружающую жизнь. Увы, наше сегодняшнее бытие ясно показывает, что частенько то, что хорошо для одних, плохо для дру­гих и наоборот. Тем не менее, ответ на этот вопрос возможен, и мы пред­почли бы дать его, опираясь на точки зрения самих пионеров.

Отвечая на анкету. Делегаты Московского городского пионерского слета 1992 года, в которой был и интересующий нас вопрос, многие ре­бята писали примерно об одном и том же. Но точнее всего сформулировать эту мысль, как нам кажется, удалось одной девчушке-шестикласснице. Она написала, что улучшать окружающую жизнь - это значить "делать ее хоть чуть-чуть чище, краше и добрее".

Давайте вдумаемся: ЧИЩЕ /в смысле не только чистоты и опрятности, но и в моральном смысле/, КРАШЕ /радостнее, ярче, интереснее.../, ДОБРЕЕ /как в смысле общего "климата" людского социума, так и в отношении кон­кретных человеческих взаимоотношений и отношений людей к окружающему Миру/. Может быть именно этого как раз и не хватает нашему общест­ву?!

Еще Устав СПО/ФДО/СССР, принятый на Х-м Всесоюзном слете осенью 1990 года/напомним, Устав готовился для Пионерской организации /определял цель пионерской организации как "помощь пионеру познать и улуч­шать окружающий Мир, вырасти достойным Гражданином своего Отечества" **

В этой формулировке объединены три важнейших компонента: познание окружающего Мира, его преобразование / улучшение / и воспитание/ формирование / Граждан своего Отечества. Их увязка в цели пионерской организации, а все эти компоненты, как правило, присутствуют в формулировках целей организаций пионеров, действующих сегодня, оправдана и име­ет глубокий диалектический смысл.

Действительно, улучшать Мир невозможно без его познания, в про­цессе которого человек заинтересованный и неспокойный просто не может пройти мимо проблем и бед людей близких и далеких, своей страны, всего Человечества, природы. Сама же созидательная практика стимулиру­ет стремление к дальнейшему открытию Мира. А всё это в свою очередь формирует настоящую гражданственность не словесную, а деятельную.


*см. Н. К. Крупская. Собр. соч. в т.10 .М..АПН РСФСР-1959.т.5

**см. "Решения Х-го Всесоюзного пионерского слета" "Артек". 1990 стр. 2


Таким образом, названные нами выше компоненты цели организации диктуют важнейшие направления ее деятельности: познание, созидание, воспитание Граждан своей Родины.

Во многих ребячьих анкетах, сочинениях и иных творческих рабо­тах часто встречается слово "забота”, “забота о людях”, “забота о природе”, “забота о малышах" и т.п. Это слово, как нам кажется, достаточно точно характеризует социальную позицию, которую стремится сформировать у своих членов пионерская организация.

А такая позиция может быть сформирована, прежде всего, в процес­се соответствующей деятельности.

О пионерской деятельности можно говорить много, но мы остановим­ся лишь на том, что представляется наиболее важным.

Во-первых, учитывая всё, что было сказано выше, эта деятельность должна быть, прежде всего, социально направленной.

Неправы те, кто утверждает, что, мол, исчезла, став неактуальной или забыта пионерами тимуровская работа: тимуровский десант - одно из традиционных пионерских дел Кировской районной организации Москвы /и не только ее/; ошибаются те, кто считает, что перестали пионеры интересо­ваться историей родного края: с огромным интересом совершают путешествия по родным местам Омские, Орловские, Смоленские ... пионерские коллективы. Пионеры чтят память героев-защитников Родины: выходят на "Ру­бежи Славы" Москвичи, встают на Вахту Памяти ребята из Курской, Белгородской областей, члены Республики Оренбургских пионеров. Действуют экологические пионерские дружины в Нижегородской области...

Право, можно перечислять и перечислять интересные и полезные для окружающих пионерские дела сегодняшнего дня.

Об этом с огромным интересом на Пионерском клубе в "0рлёнке" рассказывали представители многих организаций, именно о таких делах в первую очередь с гордостью говорили делегаты орловского областного пионерского слета, принимать участие в котором довелось автору этих строк в декабре 1993-го. К слову, Московская городская пионерская организация /сравнительно небольшая по количеству членов/ только за первое полугодие 1994 года собрала и передала детским больницам три библиотечки книг, провели десяток труд десантов, показала концерты ветеранам к 23 февраля и к 9 мая, организовала спектакли в детских садах. И это далеко не всё.

Кто-то скажет, что всё это не ново. Действительно, это - социальная направленность деятельности изначально закладывалось в основу пионерской идеи. Конечно, проводить такие дела нелегко /а сейчас, может быть, стало еще труднее/. Проще делать упор на развлекательные и иные, направленные на себя дела. Но, подмечено, чем твёрже на ногах стоят пио­нерские /подчеркнём, именно пионерские/ коллективы, тем больше в их дея­тельности удельный вес именно общественно направленных, общественно значимых дел.

Что же тогда получается, направленные во внутрь организации пио­нерские дела вовсе не нужны? Отнюдь! Практика показывает, что, если эти дела: развлекательные, познавательные и т.п. сбалансированы по своему количеству и значимости в общей деятельности пионерского коллектива, если они не заслоняют общественно значимую деятельность, не отодвигая ее, что называется, на десятое место, они необходимы.

Эти дела помогают формировать личность подростка, развивать ее творческий и иной потенциалы. Поэтому, коллективные творческие дела различного вида, специальные учебные пионерские дела, в том числе ор­ганизаторская подготовка пионеров будут всегда в арсенале Пионерии.

Нельзя лишь забывать, что главная идея Пионерии - "Нести радость людям". Впрочем, надо понимать, что люди - это и те, кто бок о бок с тобой работает в отряде или дружине. Поэтому многие коллективные творческие дела, которые, на первый взгляд, имеют сугубо внутреннюю направленность, но по своим задачам несут радость и пользу товарищам по организации, тоже социально значимые дела.

С другой стороны, определенным образом организованные пионерские дела /об этом речь пойдет у нас ниже/ помогают раскрыться каждому их участнику, а значит, становятся личностно направленными, даже если это трудовой десант.

Таким образом, пионерская деятельность имеет черты и социальной, и личностной направленности. А, кроме того, следует особо подчеркнуть ее многопрофильность. В этом один из залогов успеха деятельности ор­ганизации.

Но деятельность еще не всё. Для успеха дела необходимо определенным образом организовать отношения внутри ребячьей общности.


КОЛЛЕКТИВИЗМ И ТОВАРИЩЕСТВО.

Пионерство пронизано духом настоящего коллективизма и истинного товарищества.

Неправы те, кто считает, будто коллективизм способствует нивелированию Личности и препятствует формированию ярких индивидуальностей.

Как раз наоборот. Настоящие коллективы, если, конечно, под этим словом не подразумевать любую человеческую общность/как это часто бывает в быту/,только тогда ими становятся, когда непреложным прави­лом человеческих отношений в любой их сфере, в них становится умение сочетать общее/коллективное/и особенное/личностное/.

В таком сочетании, как нам кажется, смысл настоящего коллективиз­ма и одновременно главная трудность на пути формирования настоящих коллективов. Ведь здесь действительно достаточно лишь немного оступится, чтобы сбиться с пути.

Любопытно, что это чувствуют и сами пионеры. Такой вывод нам поз­воляют сделать наблюдения, проводимые в лагере Кировской районной пионерской организации Москвы "Крылатый” за многие годы его существования.

В ходе отрядных "огоньков” и общелагерных сборов по мере станов­ления отрядов всё чаще предметом обсуждения становятся не просто орг-моменты, но вопросы внутриколлективных отношений; радость приносили не только общие успехи, но и постепенный рост каждого, его вклад в общее дело, раскрытие его человеческих качеств.

Чем ближе отряд подходил к уровню настоящего коллектива, тем ча­ще и активнее пионеры участвовали в его текущей деятельности, тем тща­тельнее учитывались при расстановке сил интересы и наклонности от­дельных ребят; тем внимательнее следили инструктора /вожатые/ и младшие инструктора /наиболее опытные и авторитетные пионеры/ за постепенным ростом каждого пионера и стремились организовать его дальнейший рост, в том числе методом постепенного усложнения поручений и роли каждого члена коллектива в жизнедеятельности отряда и лагеря.

Чем крепче становился отряд, тем чаще решения принимались не фор­мальным большинством, а с учётом всех точек зрения.

Приятно было наблюдать как общий сбор извинялся перед одним из своих товарищей за общую ошибку а, с другой стороны, как смиряли себя гневные спорщики, подчиняясь воле коллектива.

Мы уверены, коллективизму противостоит не индивидуальность, а индивидуализм.*

------------------------

*.Б.Т.Лихачев "Коллективизм и индивидуализм”. “Педагогика" " 9-10 1992 г.,стр.13-20.


Одним из правил внутриколлективных отношений во многих настоящих пионерских объединениях давно стало макаренковское правило: чем больше уважения и доверия человеку, тем больше требовательности к нему.

Это правило нам представляется одним из постулатов настоящего коллективизма, несущим в себе, кроме всего прочего /и это крайне важно!/, стимулы для дальнейшего внутреннего роста личности.

Товарищество также является основой пионерских отношений. Можно очень не любить само слово "товарищ", но нельзя не видеть /если, конечно, не делать это с явным умыслом /*, что глубинный смысл товарищества, идущий из глубины веков, в том числе и от гоголевского Тараса Бульбы /помните его знаменитый монолог о товариществе?!/, имеет весомый вос­питательный потенциал.

Товарищеские отношения предполагают не только статусное, так сказать, юридическое равенство партнеров, но и их отношенческое равенство. Думается, это именно то "диалогические" отношения, за которые так рату­ют сегодня многие исследователи и практики.**

Особенно важны эти взаимоотношения в деятельности детской общественной организации и, особенно между взрослыми и детьми.

Правы те, конечно, кто утверждает, что в массе своей отношения в пионерских коллективах прошлых лет были построены на "принципах объектной педагогики" /термин Г.В.Сабитовой/***, но в передовой практике именно пионерских объединений прошлых лет не просто внедрялись и но и укоре­нялись иные, взаимоуважительные, равноправные, а значит именно товарищеские отношения. И об этом тоже не следует забывать.

В этой связи нельзя не обратиться к педагогическим взглядам ака­демика АПН СССР, доктора педагогических наук, профессора и прекрасного ленинградского педагога Игоря Петровича Иванова.

Развивая макаренковскую традицию, он сумел обосновать, как нам кажется, наиболее продуктивную с точки зрения воспитательного воздействия на личность подростка, систему отношений - отношений товарищества и творческого содружества поколений в процессе активной созидатель­ной деятельности, направленной на улучшение окружающей жизни.****

-----------------------------------

*. см. например, В.Иваницкий "фундаментальный лексикон” “Знание-Сила" №6 1994 г. стр.130

**. см. например, диссертационные исследования В.В.Горшковой" Межсубъектные отношения в педагогическом процессе”.С-Пб.,1992;Т.Б.Потапенко “Педагогические условия формирования коллективистической направленности личности старшего дошкольника" М.,1992, М.М.Жанпейсовой "Педагогические основы гармонизация отношений учащегося и коллектива в школе” М.,1993.

***.см.Г.В.Сабитова "Психолого-педагогические аспекты деятельности детских общественных организаций на современных условиях”. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.М.,1992.стр.10-12.

****.И.П.Иванов "Содружество поколений как условие воспитания юных общественников. Диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук. Л.,1972; И.П.Иванов "Звено в бесконечной цепи”. Рязань 1994; И.П.Иванов "Два подхода к воспитанию” “Вожатый"1-2 1980 г., И.П.Иванов "Воспитывать коллективистов". М."Педагогика".1982 г.


Нам не просто импонируют сами по себе взгляды И.П.Иванова. Нам представляется, что обоснованная им система отношений как нельзя луч­ше подходит именно для пионерской организация / хотя, как нам известно ее используют и другие детские объединения. И правильно делают / с ее социальной ориентированностью и стремлением улучшить окружающую жизнь нести радость людям.

Не скроем, мы в ходе разработки концепции Пионерства, легшей в основу Пионерской Декларации, опирались на педагогические воззрения Игоря Петровича, уходящие своими корнями / как он сам неоднократно подчеркивал / в педагогическое наследие А.С.Макаренко, Н.К.Крупской, В.А.Сухомлинского, Я.Корчака и других выдающихся педагогов.*

Итак, коллективизм и товарищество являются основой "пионерских отношений". Ещё раз подчеркнем, при этом мы рассматриваем коллектив, в первую очередь, как средство для стимулирования развития личности /а не как самоцель/ и как основную форму ее существования в организации, что, впрочем, ни в коей мере не исключает индивидуальную деятельность пионеров в ней.

Товарищество же, как принцип, для нас является основным средством гармонизации межличностных отношений, в том числе отношений между взрослыми и ребятами.

При умелом построении таких отношений в жизни пионерских коллективов, как показывает опыт, не наблюдается никакой нивелировки личнос­ти подростка, напротив, такие отношения стимулируют формирование ярких, индивидуальных /но не индивидуалистических / личностей.

Кстати, именно товарищеские отношения, в первую очередь, лежат в основе позиции взрослого в пионерской Организации /Старший товарищ/, что особо важно в организациях детей со взрослым членством, над чем в настоящее время работают многие пионерские организации.

Идея взрослого членства, почерпнутая пионерами как из своей дав­ней истории, так и из опыта скаутских организации и практики деятель­ности Союза польских Харцеров, организации, на наш взгляд, сумевшей в свое время очень грамотно сочетать скаутскую традицию с идеями Пио­нерства, заслуживает отдельного разговора.

Здесь же лишь отметим, что, ставя товарищество во главу угла позиции взрослого в детской самодея­тельной общественной организации, мы стремимся, чтобы такие отношения /товарищеские/ пронизывали все стороны жизнедеятельности организации и все стороны отношений пионеров и их старших друзей: и неформальное общение и отношения в процессе деятельности, что, как показывает практика, особенно трудно.


САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИГРА.

Трудность в том, что, будучи старшими по опыту обладая, что естественно значительно большим, нежели ребята, багажом знаний, взрослые, порой непроизвольно, занимают положение командиров в дет­ских коллективах, что не может не тормозить развитие самодеятельных начал в пионерской организации. А самодеятельный характер пионерской организации является одной из основных ее характеристик.

--------------

*.И.П.Иванов. см. указанные соч., а также "Методика коммунарского воспитания”. М., “Просвещение”1990


Нам ближе всего такой подход, когда самодеятельность рассматривается одновременно с нескольких позиций: во-первых, как принцип деятель­ности организации, который вытекает из ее природы и сущности как ор­ганизации общественной, и находит свое выражение в добровольности членства и свободе выхода их ее рядов, праве выбора членами организа­ции пионерского коллектива, в системе пионерского самоуправления и характере взаимоотношений взрослых и детей; во-вторых, как особое ка­чество деятельности детей по внутреннему побуждению, а не по внешне­му принуждению, когда дети выступают в качестве субъектов целеполагания, организации и оценки деятельности и своей жизни в организации; наконец, как качество личности, включающее в себя такие компоненты, как инициатива, самостоятельность и творчество.*

Нельзя сказать, что о пионерской самодеятельности говорили ма­ло / принцип самодеятельности в той или иной форме присутствовал во всех основных документах организации /, но она рассматривалась преимущественно лишь как принцип жизнедеятельности, а, кроме того, в массовой практике лишь декларировалась и не более.

Мешали внедрению принципа самодеятельного характера пионерской организации в массовой практике именно те проблемы и беды Пионерии, о которых мы упоминали выше, тесная привязка / если не сказать больше / пионерской организации к школе, а также иная, нежели пропагандируемая нами сейчас позиция взрослых в организации и по отношению к ней.**

Чтобы принцип самодеятельности заработал, чтобы сама деятельность организации стала по сути своей самодеятельностью, наконец, чтобы в результате всего этого в организации формировались личности инициа­тивные, самостоятельные и творческие / а именно такие люди нужны сегод­ня, чтобы вывести наше общество из того жуткого тупика, в который его загнали /, необходимо найти и последовательно применять специальный инструментарий.

Таким инструментарием, как нам кажется, в значительной мере явля­ется методика коллективной творческой деятельности, более известная под названием "Коммунарская методика" и ее составная часть - методика коллективной организаторской деятельности, автором которой является уже упомянутый нами И.П.Иванов.

Пересказывать всю Коммунарскую методику вряд ли есть смысл и вовсе не потому, что она общеизвестна. Напротив, мы считаем своим дол­гом всячески популяризировать эти методические подходы. Но данная работа не ставит таких целей непосредственно, да и лучше обратиться к первоисточнику, что мы и рекомендуем читателям.***

Тем не менее, сказать несколько слов по поводу воспитательного потенциала методики и условий ее эффективного применения в практике хотелось бы.

Методику коллективной творческой деятельности следует рассмат­ривать только в непосредственной связи с педагогическими взглядами автора. Это, во-первых.

-----------

*.см. "Главный принцип детской организации” под ред. Г.М.Иващенко и Л.В.Алиевой. В двух частях. Воркута.1992, часть 1 стр.3-38

**.вспомним: сначала эта позиция определялась как "педагогическое ру­ководство", затем “педагогическое обеспечение" и лишь в конце 80-х заговорили о важности товарищеских отношений в организации

***.см. И.П.Иванов, указ. соч., а также "Энциклопедия коллективных творческих дел". М., "Педагогика".1989


Во-вторых, срабатывает методика в том случае, когда применяется комплексно. Если же брать лишь отдельные ее компоненты / например, кол­лективные творческие дела или советы дел, чередование традиционных поручений или систему дежурных командиров / в отрыве от других – результат, в лучшем случае, получится куцый.

Наконец, хороший результат получается тогда, когда педагогическая и методическая системы, тесно переплетенные между собой, пронизывают все стороны жизнедеятельности коллектива.

Собственно, это общие принципы реализации любой методической системы. Но в нашем случае на них стоило остановиться, т.к. коммунарская методика, став модной некоторое время назад, попала в ситуацию, когда люди, желавшие применить ее на практике, но нарушавшие эти принципы, не просто не достигали результата, но и выхолащивали суть методики и превращали ее в профанацию.

Для нас же, повторяем, это методика является хорошим инструмента­рием реализации главной пионерской идеи. А так как она / идея / в своей основе созвучна педагогической концепции И.П.Иванова, то и его мето­дика адекватно ложится в логику пионерской деятельности, помогая на практике реализовать принцип самодеятельного характера организации, растить самостоятельных, инициативных и творческих пионеров. Но это не всё.

Есть еще одна, с нашей точки зрения, плодотворная педагогическая идея, до сих пор слабо востребованная в практике деятельности детских общественных объединений. Мы имеем в виду идею длительной воспитывающей игры, автором которой был интереснейший педагог, писатель и художник Иннокентий Николаевич Жуков.

И. Н. Жуков был одним из зачинателей скаутского движения в нашей стране, а затем - первым секретарем Центрального Бюро юных пионеров.

Суть идеи длительной воспитывающей игры в том, что подросток включается в организованную с воспитательными целями длительную ролевую игру, в ходе которой он действует по определенным правилам, входит в свою роль, вступает в определенные отношения с окружающими.

Всё это при определенных условиях и соответствующих задачам воспитания правилам игры, может стать серьезным инструментом для развития личности ребенка.

Сам И. Н. Жуков считал, что ценность таких игр заключается в том, что они "учитывали психолого-педагогическую природу ребенка, отвечали потребностям и интересам детской души, создавали осмысленную, напол­ненную трудовыми процессами и привычками активного альтруизма жизнь детей, и в методологическом отношении были значительно выше тогдашней бюрократической школы"*.

И действительно, если взять такую игру именно как инструмент для влияния на личность ребенка с целью развития этой личности, насытить необходимым содержанием, тесно связать с жизнью / что и считал необходимым сделать И.Н.Жуков /,оснастить необходимыми правилами и последовательно проводить, результат может быть интересным.

Собственно, И. Жуков считал и скаутинг и пионеринг / термин И.Н.Жукова / примерами именно таких игр.** "Думается, это правильно. Пионерство с точки зрения методики, вполне может рассматриваться именно как длительная воспитывающая игра со своими правилами, символикой и атрибутикой, своими стимулами для подростка и т.п.

.-----------------------

*Цит. по сб. "Игра и детское движение". Сост. И.Руденко. М.,1992, стр.7

**подробнее с педагогическими взглядами И.Н.Жукова можно познакомиться в указанном выше сборнике.


Методика длительной воспитывающей игры хорошо стыкуется в пионерской практике с коммунарской методикой, и они вместе наносят еще один штрих к тому портрету Пионерства, который видится сегодня.

ПИОНЕРСТВО КАК ОБРАЗ ЖИЗНИ.

А видится Пионерство нам как образ жизни человека беспокойного, неравнодушного, активного, заинтересованного, деятельного, творческого, самостоятельного и инициативного, как образ жизни человека, стремящегося познать окружающий его мир в процессе активной созидательной деятельности и созидать добро и красоту в процессе продолжающегося познания Мира. Это - главное, определяющее.

Образ жизни такого человека построен на принципах самодеятель­ности и наполнен серьезной игрой, романтикой, тайной, поиском, песней...

Всё это пронизано духом товарищества и идеями коллективизма, уважения к личности, стремления выше поднять личность человека и вы­сокой требовательности к нему.


3

КАКОЙ ОН, ПИОНЕР 90-Х?

ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ.

Думается, организация, предлагающая подростку в качестве основы его будущей жизнедеятельности в ней систему взглядов на Мир, на человека, на саму себя /а именно к таким организациям мы относим пионерскую/, не может не выдвигать по отношению к своим членам серьезных требований, не влиять на их человеческий облик. Это так же верно, как верно и то, что пионеры сами активно творят свою организацию.

Но каков он, образ пионера конца XX века?

Оговоримся, то, что вы прочитаете ниже, именно образ пионера, мо­жет быть в чём-то и идеальный. Но именно таким видят его сегодняшние подростки и взрослые члены пионерских организаций.

Итак, какие же черты характера хотели бы видеть /и, видимо, всё-таки видят/ в себе и своих товарищах сегодняшние пионеры?

Приведем высказывания участников лагерных сборов Московской го­родской пионерской организации /1990-93/, делегатов Московского горслёта 1993 года, а также членов Пионерского клуба 3-го сбора ФДО "Юная Россия" /1993 г./:


ПИОНЕР - ЗНАЧИТ ПЕРВЫЙ?

То, что слово "пионер" переводится на русский язык как "первый", "первопроходец", "зачинатель", "разведчик", что так называли тех, кто первым проникал на неизведанную территорию, кто про­кладывал новые пути, вроде бы общеизвестно .* Но, одно дело - перевод, а другое - смысл слова-символа для детской общественной организации.

Никогда не забуду, как один, не так давно еще сверх ортодоксальный пионерский работник, в пылу полемики на Х-м Всесоюзном Слёте заявил, что мол пионер в значении "первый" - это даже не вчерашний, а позавчерашний день.

Попробуем разобраться. Пионерская организация задумывалась как авангард детей трудящихся. Таким образом, в 20-ые годы было всё ясно в каком смысле пионер - первый. Но потом, когда пионерами становились все или почти все, такое толкование этого слова оказалось, мягко гово­ря, не очень понятным. Помните, "пионер всем ребятам пример!". Каким это ребятам, если вокруг все пионеры? Разве что малышам?

-------------------

*.см. Большой энциклопедический словарь" в 2-х т.М. "Советская энциклопедия”1991 г.т.2,стр.146;"Словарь иностранных слов" М.,1954 г. стр.536




Но к концу 80-х, а тем более в 90-ые годы ситуация резко изменилась: организация перестала быть всеохватной, а значит...

Впрочем, предоставим слово самим ребятам и посмотрим как они по­нимают сегодня значение своего главного слова - символа

-"Пионер переводится как "первый". Но это не значит, что мы хваста­ем, что мы всегда впереди и лучше всех. Но мы действительно не хотим быть последними!"

-"Пионерами называли и называют первопроходцев и первооткрывате­лей. Первооткрывателями должны быть и мы в своей организации".

Любопытная мысль. Но что может открыть пионер сегодня: остров, материк, новую страну?

Послушаем дальше ребят.

-"Пионер, прежде всего, открывает хорошее в людях, людей для себя и себя для людей".

Этот ответ, прозвучавший еще осенью 1991 года на сборе-старте ФПДПО РСФСР и вошедший в Открытое письмо дискуссионного центра "От­крытая проблема"*, как нам кажется, расставляет многие акценты в интересующем нас вопросе.

Но и это не всё. Вот еще несколько ответов подростков на вопрос: кто же такой пионер сегодня?

-"Пионер готов первым, бескорыстно протянуть руку помощи человеку, родной природе, Отечеству”.

Пожалуйста, вот и еще появились оттенки смысла понятия. 3апомним идею бескорыстной помощи окружающим. Она хорошо стыкуется с нашим пониманием сущности Пионерства, как образа жизни.

-"Пионер не боится трудностей, предпочитает творчество во всём. В этом он первый и это по-пионерски!*

Отметим, сочетание "по-пионерски", "жить по-пионерски", "так поступать не по-пионерски" звучит всё чаще именно в тех объединениях, которые реально продвинулись вперед по пути пионерской перестройки.

Вот некоторые примеры таких высказываний:

-"Разве это по-пионерски, ныть и ныть всё время" / отряд "Трубач", вечерний "0гонёк", 11августа, 1993 г., лагерь "Крылатый"/;

-"А вот мы живем по-пионерски, помогаем малышам, дружим, любим пес­ни, ходим в походы..."/Оля М. Нижегородская обл. Пионерский клуб 3-го сбора ФДО "Юная Россия", июнь1993, лагерь "Орлёнок”/;

-"Жить по-пионерски - это значит жить интересно, активно, уважать окружающих и помогать им" / из анкеты делегата Московского горслёта май 1993 г./

Таких высказываний можно приводить много. Но, думается и приведенные говорят сами за себя.

Но добавим еще штрих:

-"Пионер - это тот, кто берет на себя большую ответственность";

-"Пионер - организатор новых, интересных и полезных для всех дел. И в этом он первый".

О том, что одной из важнейших черт Пионерства является умение организовать окружающих детей, писала еще Н.К.Крупская. Думается, эта ее мысль вполне современна.

------------------

*.см. Приложения




Суммируя то, что подростки написали о пионере, можно сделать вывод: пионер - это определенная позиция личности человека активного, открытого, ищущего, творящего, действующего...


ЕЩЕ РАЗ О "Я" И "МЫ".

Проблема сочетания личного и общественного всегда была актуальной в пионерской организации / полагаем, что и в любой другой детской организации она присутствует /.

Все мы, взрослые, помним, что традиционно общественное в организации трактовалось как нечто, что всегда бывает выше личного.

Давайте же вновь обратимся к этой проблеме, но уже с точки зрения сегодняшнего дня.

Учитывая приведенные выше сущностные характеристики Пионерства, ответ на поставленный вопрос, как нам кажется, следует искать на путях гармонизации общественного и личного во всех сферах жизнедеятельности пионерских объединений, в том числе и в сфере "пионерских отношений".

Под гармонизацией, в данном случае, мы понимаем умение найти нуж­ный баланс между "я" и "мы" в каждом конкретном случае, что, разумеет­ся, непросто.

Впрочем, обратимся вновь к ребячьим суждениям по этому вопросу / из дискуссии на одном из лагерных сборов Московской городской пио­нерской организации /:

-"По-моему, общественное не всегда должно быть выше личного. Бывает, что и личное становится выше общественного, например, когда решается судьба человека в организации" / Денис Т. /;

-"Пионер имеет в организации обязанности, но он имеет и права. Так вот, ни один коллектив, ни один орган, ни один человек не может лишить пионера его прав. Разве что он сам согласится на это в какой-нибудь чрезвычайной ситуации" /Сергей К./;

-"Надо учитывать и интересы, и возможности каждого при подборе по­ручений, расстановке сил, а не делать это как кому-то захочется" /Лена С.

-"Я считаю, что, если каждый не поймет важность общего мнения, необходимость подчиниться общему решению, ничего хорошего не получится. Даже организация может погибнуть." /Оля П./;

-"Давайте вспомним старое добрее правило: не умеешь подчиняться, не имеешь право и командовать". /Володя М./;

-"Вопрос о личном и общественном - это, по-моему, во многом вопрос о демократии. Так что, пока решение не принято - спорь, доказывай, а принято - подчиняйся! Если же брать шире - в нашей организации не должно быть одного - подавления человека. Это главное!" /Сергей 3./;

-"Если коллективом будут управлять все, а не только избранные, то и не встанет проблемы "я” и “мы" "/Ира К./;

-"Надо уметь и командовать и подчиняться, и отстаивать свои права, и думать о других, об отряде. А отряд должен защитить, если это необходимо" /Лена М./.

Мы привели довольно много высказываний для того, чтобы стало ясно: при всех оттенках суждений, ребята видят выход из проблемы в пра­вильном сочетании общественного и личного, в создании такого настроя в коллективах, когда каждая личность будет ценна и ее мнение весомо, с одной стороны, а с другой - когда каждый член коллектива будет дорог его частью, и общим решением и сумеет, когда это необходимо, подчи­ниться ему.

Именно такая позиция: сочетание "я" и "мы", "мы" и "я" была записана со слов ребят в Пионерскую Декларацию.


ГЛАВНЫЕ КАЧЕСТВА ПИОНЕРА.

По мнению ребят, прозвучавших как в анкетах, так и в дискуссиях, пионеру должны быть свойственны некоторые качест­ва личности в особенности.

На одном из сборов Пионерского клуба в "Орлёнке" мы предложили его участникам проранжировать определенный набор положительных ка­честв человеческой личности, и нарисовать тем самым пусть идеальный, но образ именно члена пионерской организации. Задание было выполнено, после чего состоялось обсуждение.

Какой же выбор сделали пионеры/напомним, они создавали портрет своего товарища по организации, а не просто мальчика или девочки/?

На первых местах оказались: "доброта", "бескорыстие", "умение ви­деть другого человека", "трудолюбие” и "честность". Затем шли: "смелость "стремление к знаниям", "щедрость", "дружелюбие" и "творчество". Замыкали суммированный список / было предложено отобрать 15 качеств из 50 возможных /: "любовь к Родине", "умение отстоять свое мнение", "умение уступить другому", "заботливость" и "дисциплинированность".

Что можно подметить в этом наборе качеств при самом беглом про­смотре?

Прежде всего, то, что такой образ пионера вполне укладывается в логику общих черт организации, предложенных выше.

Обращает на себя внимание большое количество черт, ориентирован­ных на других людей. Особенно в первой пятерке. О многом говорят и сто­ящие рядом: "умение отстоять свое мнение" и "умение уступить другому"

Дальнейшее обсуждение показало, что ребята старались выбрать "характерно пионерские качества" / как выразился один из участников работы клуба /, поэтому оставили "за бортом" и "чувство юмора" и "жизнерадостность" и другие важные, но общие для всех людей привлекательные черты характера.

Многие отмечали, что сегодня пионерам не обойтись без смелости / ведь даже ношение красного галстука порой бывает Поступком / и без честности / в особенности отстаивая свою организацию, очищая ее от всего на­носного /.

Завершая сбор Клуба, мы предложили ребятам оставить в списке лишь четыре качества из 15-и. Результат оказался очень интересным: из 54-х участников сбора "доброту" оставили 48, "честность” -38, "смелость” -33 и "щедрость” -31.

Вот такой получился портрет пионера 90-х.

Конечно, это в портрет - идеализация. Это, разумеется, образ, кото­рый хотелось бы видеть, но, честное слово, под таким образом - портретом, хочется подписаться. Во всяком случае, нам.

Так ответили ли мы на вопрос: "какой он, пионер конца XX века?". Наверное, в определенной мере, да. Но поиск образа, а, самое главное, его осмысление и принятие как образца для подражания тысячами и тысяча­ми сегодняшних пионеров - процесс длительный.

Несомненно, появятся новые оттенки, кое-что будет уточнено, но уже сегодня понятно: это человек добрый, честный, щедрый, смелый, активный, самостоятельный, творческий, неспокойный, дисциплинированный, познаю­щий Мир, любящий Родину, творящий добро во имя того, чтобы жизнь наша становилась бы чище, краше и добрее



4

ПИОНЕРСКАЯ ОРГАНИЗАЦИИ: ВЗГЛЯД С РАЗНЫХ СТОРОН.

А НУЖНА ЛИ ОНА ВООБЩЕ?

С этого вопроса, применительно, впрочем, не толь­ко к пионерской организации, можно было бы начать любую работу о судь­бах детского движения.

А действительно, нужна ли сегодня подростку детская общественная организация? Есть ведь школа, внешкольные учреждения, есть семья, тусовки, наконец, есть всяческие... .Более того, число подростков, считающих себя членами детских общественных организаций и объединений послед­ние годы неуклонно уменьшалось. По данным наших исследований, прово­дившихся / и продолжающихся сегодня / в нескольких десятках областях, краях и республиках, входящих в состав Российской Федерации, в сред­нем лишь до 20% респондентов причисляют себя к каким-либо детским об­щественным организациям / кстати, среди которых они порой называют да­же факультативы /. Конечно, в разных территориях Республики положение не одинаковое, но в среднем картина именно такая и это тревожит.

Но, тем не менее / разговор о причинах сегодняшнего положения в детском общественном движении и его перспективах - разговор особый /, мы относимся к числу тех, кто убежден: детское общественное движение себя не исчерпало, оно необходимо именно детям, и оно выстоит, если, ко­нечно, не случится непоправимое в нашем государстве.

Почему наш ответ столь категоричен? Да потому, что и школа / кстати, школу ведь тоже можно в определенном смысли причислить к детским объе­динениям, правда создано это объединение с вполне конкретными целями учебно-воспитательного характера и у ребёнка, пока он не достиг определенного возраста и не прошел то, что предписано Законом, выбор невелик: разве что переходить из школы в школу да варьировать профили класса, если повезет / и внешкольное учреждение / здесь у подростка выбор больше, а главное, есть элемент добровольности да и "режим" помягче / не могут удовлетворить все интересы и потребности растущей личности с ее метаниями, стремлениями, борениями и т.п.

В семейной сфере проблем множество. Как хотелось бы, чтобы каждый ребенок имел дружную, крепкую семью, но...увы.

Теперь, тусовки, в представлении автора это слово окрашено по большей части в цвета бестолкового и пустого времяпрепровождения. Так что выводы делайте сами.

Детские общественные объединения, по нашему мнению, как раз и мо­гут, в определенной понятно мере заполнить этот пробел. Ведь сегодня их спектр / пусть охват ребят пока и не велик / достаточно "многоцветен", что, как раз, и позволит подростку удовлетворить свои постоянно меняю­щиеся интересы.

Но есть и еще одно, то, что делает возможности детского, особенно самодеятельно, объединения уникальными.

На интересные размышления натолкнула автора дискуссия, которая стихийно возникла на одном из областных семинаров по проблемам дет. движения. После того, как, казалось, всё было обсуждено, одна из участниц сказала: всё это хорошо и даже очень. Но мы всё это без всяких общест­венных организаций в рамках внеклассной воспитательной работы делаем и коммунарскую методику используем, и коллективные творческие дела проводим, и общественно-полезную работу организуем.

Что ж, методику коллективной творческой деятельности действительно грех не использовать в рамках внеклассной работы, но здесь всё же кое-чего не хватает.

В школе, в том числе и в рамках внеклассной работы, образно гово­ря, хозяин - учитель. Задачи деятельности задает он, а значит, для ребят они задаются сверху. И, по большей части, сами подростки остаются объектами воспитательного воздействия, даже при наличие советов дел и де­журных командиров. Конечно, хорошо, когда есть элементы самодеятельности, но в школе, да и во внешкольном учреждении они так и останутся элементами, пусть и весьма весомыми по своей значимости.

А вот в детской организации, если она самодеятельная, т.е. ребёнок вместе со своими старшими товарищами является субъектом жизнедеятельности от планирования до подведения итогов, можно достичь большего.

А как же Макаренко? - "спросил еще один участник дискуссии. Ведь у него тоже было учебно-воспитательное учреждение, а он вон как развер­нул самодеятельность!

Да, А.С.Макаренко, действительно формально руководил учебно-воспитательным учреждением. Да еще каким: для малолетних преступников! Но в том-то и деде, что мы имеем дело с исключением. Между учреждением Макаренко и детской общественной организацией можно практически поставить знак равенства. Но вспомните, какой степенью автономии от наробразовских структур обладал Антон Семенович, и как ему было порой трудно отстоять свои позиции. Так что, это исключение, как нам кажется, скорее, подтверждает правило.

Скажем так, рамки заданности задач учебно-воспитательного учреждения, позиция, когда подросток вынужден / в большей или меньшей степени / участвовать в предлагаемом ему наборе мероприятий / даже, если педагоги использовали методику коллективного планирования, заданность и достаточно жесткая осталась /, становятся препятствием на пути раз­вития самодеятельности подростков, чего можно избежать в детской общественной самодеятельной организации / и чего избежал А.С.Макаренко своей уникальной системой жизнедеятельности детско-взрослого коллектива сначала Колонии имени М.Горького, а затем и Коммуны им.Ф.Э.Дзержинского /.

Разумеется, всего этого можно достичь, если перечисленные выше черты детской организации не декларируются, а реально воплощаются в жизнь.


ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ СТЕРЖЕНЬ ПИОНЕРИИ.

Было бы неверным утверждать, что пионерская организация не решает никаких воспитательных задач. Собственно мы уже не раз о них говорили. Теперь же остановимся на главной.

Главная воспитательная задача Пионерии - растить юных Граждан своего Отечества, любящих Родину и уважающих все народы, живущие на Планете.

Конечно, любовь к Родине сегодня категория неоднозначная / как и представление о том, где границы этой самой Родины /. Но писал же наш Великий поэт, что он любит Отчизну странною любовью.

Пусть так, пусть "странною любовью", но любить Родину долг и потребность каждого её Гражданина.

Бесспорно то, что любовь к Отечеству лишь тогда чего-то стоит, когда она действенна. В этой связи стержневая сущностная идея Пионерства: стремление улучшить окружающую жизнь, сделать ее чище, краше и добрее, идея заботы о людях, родной природе, Отечестве гармонично сочетается с ее главной воспитательной задачей.

Всё это диктует необходимость включения пионеров в многопрофильную общественно значимую деятельность.

Всё это ориентирует пионера на занятие активной, заинтересованной небезразличной по отношению к окружающим позиции. Позиции, стимулирую­щей познание окружающего Мира и самосовершенствование.

В этой связи и образ пионера, нарисованный ребятами, как первопроходца; первооткрывателя, видится и воспринимается в первую очередь, сквозь призму его отношения к окружающему Миру.

Кроме того, ложится в логику реализации основной воспитательной задачи и система отношений в организации, построенная на коллективиз­ме и товариществе. Ведь всё это при постоянной заботе о развитии каждой личности позволяет растить Человека и Гражданина.

Тому же способствуют и самодеятельности, и игра, и романтика как принципы жизнедеятельности детских объединений.

А в итоге - возможность для формирования ярких, самобытных, рас­пахнутых навстречу жизни и обращенных к людям личностей, для развития талантов и способностей и детей и взрослых членов организации.

Однако, в вопросах реализации Пионерией своей главной воспитательной задачи существует одно важное обстоятельство, которое необходимо подчеркнуть.

Начиная с 30-х годов, когда пионерская организация была введена в школьную систему, она постепенно стала превращаться из организации самих детей в организацию для детей / о чём, как о главной опасности для пионерского движения, предупреждала Н.К.Крупская /. И, хотя во всех инструкциях классный руководитель обязывался организовывать воспитательную работу через пионерский отряд, такое положение вещей приводило к по­тере организацией своей, может быть, самой большой ценности, самодея­тельного характера.

Сегодня положение изменилось и важно утвердить иной стиль взаи­моотношений Пионерии с другими воспитательными институтами общества, а именно взаимодействие, партнерство, стремление не подменять друг друга, и взаимно дополнять.

Увы, всё это пока лишь благие желания. На практике не часто встретишь такое положение вещей, как в отношении пионерских объединений, так и в отношении других детских организаций. А ведь без реализации именно такого стиля взаимоотношений мы можем пойти, что называется, по второму кругу.


МЫ И ДРУГИЕ.

Сегодняшний спектр детского движения достаточно пестр. Во всяком случае, только зарегистрированных детских организаций и объединений на республиканском и региональном уровнях более сотни. А сколько существуют без всяких регистраций!

Оговоримся, мы имеем в виду лишь детские общественные объедине­ния, что называется, со знаком "плюс", на которые распространяется в той или иной форме педагогическое воздействие взрослых, оставляя за бортом спонтанно возникающие / и быстро исчезающие / образования, а также разные объединения противоположенной направленности: фанатов, "панков" и т.п.

Таким образом, можно было бы выделить три большие группы общест­венных объединений по-разному реализующих в своей деятельности во взаимосвязи две ведущие функции детского общественного объединения: включение подростков в общественные отношения и удовлетворение пот­ребностей и интересов детей.

Первая группа: Объединения, имеющие своей главной целью именно удовлетворение потребностей и интересов подростков, передачу им знаний. Но не ограничивающиеся этим, а включающие подростков в социальную практику через реализацию своей главной цели и в связи с ней.

Именно этим, последним они и отличаются от кружков и клубов, функционирующих в школах и внешкольных учреждениях. Эта грань - зыбка, но она есть. Просто эти объединения / к слову, многие из них выросли именно из кружков и клубов / переросли свою первоначальную сущность и об­рели черты общественного объединения.

Среди них: клубы общения, школы и клубы, вводящие подростков в но­вые экономические отношения, творческие коллективы, которые активно действуют на радость и пользу окружающим, даря им свои знания, свое творчество.

Отметим, еще одной чертой таких объединений является появление в них черт самодеятельного характера.

Вторая группа: общественные объединения, предлагающие подросткам различные виды практической деятельности и через нее и с помощью нее включающие ребят в социальную практику.

Это разного рода профильные общественные организации и объединения: экологические, военно-патриотические и военно-спортивные, туристи­ческо-краеведческие и милосерднические, юнкоровские и объединения, включающие подростка в работу с малышами... .

В отличие от первой группы, идущей за интересом подростка, эти выводят на первый план именно деятельность: мы занимаемся поиском. Хочешь быть с нами - будь, а нет - ищи другое, то, что тебе по душе.

Таких объединений сегодня много, и они, определённым образом, на­ходятся в выигрышном положении. Но есть в таких объединениях и свои "подводные камни". Профильная деятельность может в один "прекрасный" момент превратиться в узкопрофильность и тогда всё может пойти пра­хом, ведь подросток сегодня хочет быть космонавтом, завтра - моряком, а послезавтра еще кем-то. Это необходимо учитывать.

Тем не менее, повторяем, эти объединения находятся сегодня в выигрышном положении. Более того, имеется тенденция создания структур про­фильных региональных и даже общереспубликанских и международных дет­ских общественных организаций: Детский орден Милосердия на базе прог­раммы СПО-ФДО; организация "Новик" на базе программы "Возрождение" ФДО "Юная Россия", Движение юных патриотов и т.п.

Третья группа: К этой группе относятся организации и объединения, предлагающие детям систему ценностей, на основе которой строится жизнедеятельность, и формируются отношения между членами организации в процессе деятельности и общения.

Выработать такую систему ценностей и положить ее в основу дея­тельности организации непросто, но это позволяет активно влиять на личность подростка, если, конечно, сами подростки принимают предложен­ную им систему. К этой группе относятся религиозные, национальные и националистические детские объединения, а также коммунарские, скаутские и пионер­ские организации и объединения.




Этой нашей попыткой классификации существующих сегодня детских общественных организаций и объединений* - мы начали отвечать на столь часто задаваемый вопрос: "так чем же сегодня пионерская организация отличается от других детских организаций?".

Чаще всего пионерские организации сравнивают сегодня со скаут­скими. И это не удивительно, ведь по происхождению корень у нас один.

Сегодняшние пионеры и не собираются открещиваться от этого об­щего корня, а напротив стараются взять от своих "родственников" всё ценное. Не случайно В.Дергунов / Союз пионеров-наследников Татарстана / и А.Кузьменко / Союз пионерских организаций Киева - СПОК / дали в подза­головке своих работ, написанных еще в 1990 году и посвященных поиску новых пионерских путей, такую фразу: "...или Скаутинг по-пионерски."**

Кстати и скауты заимствуют у пионеров то, что им кажется пози­тивным. Нам приходилось встречать не одного скаутмастера, который заявлял, что он работает со своими ребятами по коммунарской методике.*** И, как бы это не противоречило, в нашем понимании, скаутской доктрине: объяснить это легко - идет поиск.

Так что, сравнивать пионеров только со скаутами мы не станем, попробуем взять шире.

От одних организаций / религиозных, политизированных молодежных организаций, скаутских и др. / мы будем отличаться тем, что нам не важны убеждения ребенка, вступающего в пионеры. В наших уставах четко написано: "любой мальчик или девочка".

От других / профильных / своей многопрофильностью в деятельности. От третьих, ориентированных только на передачу знаний или на преимущественную передачу знаний своей ярко выраженной общественно полезной направленностью в деятельности.

Может различаться позиция взрослого в детских организациях: пионеры работают сегодня над построением организации со взрослым членством. Есть же организации; где взрослые являются прямыми руководителями детей.

В пионерской организации принцип самодеятельности является ведущим. Для нас важно, чтобы подросток стал субъектом жизнедеятельности своей организации. А взрослые, имели такие же права, как и дети / например при голосовании /,. находили бы, тем не менее, средства влияния на жизнь организации / не административного, а педагогического плана /, не пре­вращая ее " из организации детей в организацию для детей", и занимаясь при этом ее взрослыми проблемами. Есть организации, которые в силу своей специфики / например, военно-спортивные / или традиций / скауты, у которых скаутмастер имеет право приказа в ходе деятельности скаутского объединения / не ставят своей задачей развитие самодеятельности, во всяком случае в том виде, в котором делаем это мы.

По-разному может решаться в разных организациях вопрос о весо­мости коллективного начала, о доминирующем стиле взаимоотношений и, конечно, разными будут внешние формы, традиции, символика... Иначе говоря, разными будут "правила игры". Хотя, если говорить откровенно, перефразируя известное выражение мы уже до такой степени решительно размежевались кое в чём, что нам в пору искать не отличия, а точки соприкосновения и формы взаимодействия с другими детскими общественными организациями и, главное, внутри се­бя, внутри Пионерского движения.

---------------------------

*.Мы использовали слова "организация” и "объединение" чаще всего как синонимы, что, строго говоря, не очень верно. О сути понятий "организация", "объединение", "движение" и др. см. А.П.Покровская "К вопросу о понятиях и правовой основе общественных объединений" в сб. "Предсе­дателю Совета пионерской организации” М.,1991 и "Детское движение: вопросы и ответы". Кострома.1994 стр.106-113

**.см. А.Кузьменко "Примерная программа самовоспитания киевских пионеров "Большая игра" или скаутинг по-пионерски”. Киев.1990. “Программа "Пять звезд пионеров - наследников Татарстана или скаутинг по-пионерски". Казань 1990

***.см. например, С.Воздвиженский "Скаутинг для начинающих". Петрозаводск.1993


ПОДЫТОЖИМ:

Пионерская организация - это демократическая, общественная, самодеятельная организация детей и взрослых с ярко выраженной общественно полезной направленностью своей многопрофильной личностно и со­циально ориентированной деятельности, главной воспитательной задачей которой является формирование активных, творческих и самостоятельных Граждан своего Отечества, любящих Родину, уважающих все народы, живущие на Планете.

Это определение, пусть оно пока несколько громоздко, дает возможность, как нам кажется, примеряя его на разные детские объединения, определить реальные границы сегодняшнего пионерского движения.

Именно движения, хотя мы всё время говорили об организациях. Пионерия сегодня распадается, что называется, на несколько рукавов. Есть ор­ганизации, которые отказались от слова - символа "пионер", но оставили неизменным суть жизнедеятельности организации.

Такова реальность. И пока не будет сильного пионерского центра сначала в Российской федерации, а потом и в международном масштабе, ситуация решительным образом не изменится.

Разумеется, повторяем, никто не собирается воссоздавать пионерскую организацию точно в том виде, в котором она была, но искать пути сближения пионерских организаций и объединений, их взаимодействия и одновременно пути дальнейшего продвижения вперед самой сути Пионерства, необходимо.

Первые шаги в этом направлении были предприняты в ходе подготовки и подписания Пионерской Декларации и Договора о Пионерском Сод­ружестве. Однако, создание Пионерского Содружества, которое на сегод­няшний день не является формально организацией, было скорее политическим актом, подтверждающим то, что Пионерия жива, и она не собирается уходить в небытие. Предстоит трудная и кропотливая работа по реализации достигнутых договоренностей, по собиранию пионерских сил, доведе­нию до сознания каждого подростка и каждого взрослого, считающего себя пионером, что же это такое сегодня, кто мы, зачем мы, почему мы имен­но такие, а не иные.

Немало еще подводных рифов предстоит миновать Пионерии на ее пути, немало встретится ей испытаний. Среди них нельзя исключить и испытание благополучием.

Ведь есть много регионов России, где пионерские организации твердо стоят на ногах. однако, такая стабильность несет в себе, пусть это не покажется Вам парадоксальным, реальную угрозу самому существованию реальной Пионерии.

Стабильность или иллюзия стабильности может привести к успоко­енности, уверенности в благополучном положении дел, а это может, в свою очередь, привести к "гниению" формально существующих пионерских объе­динений изнутри.

Избежать этого возможно при построении пионерских коллективов на неформальной основе, то есть надо создавать конкретные пионерские объединения на базе реального /а не формального / состава и реальной /а не формальной / деятельности, отвечающей сути и смыслу Пионерства на основе реальных /а не формальных / отношений "пионерского типа", реальной /а не формальной / самодеятельности.

Существует еще один вопрос, имеющий для нас всех принципиальное значение: а имеется ли у нашего сегодняшнего общества социальный за­каз на организацию такого вида, который был нами описан? . Ответ на него даст его Величество Время.

Однако, смеем предположить, что, если под обществом понимать ос­новную массу граждан страны, уставших от нестабильности и передряг, злобы и грязи, то, наверное, все-таки есть. И лучшим подтверждением тому является постепенное изменение общественного мнения по отношению к пионерам, улыбки на лицах при виде ребят в красных галстуках и шепот: "А что, пионеры еще есть?", и пожелания успехов. Это вселяет силы. В остальном, дело за Пионерами 90-х годов XX века.